Олигархи убедили чиновников: "Россия недостаточно богата, чтобы иметь хорошее образование" ч2
новая дискуссия
Статья
241
Сегодня учителя не могут даже получить методическую помощь — ни один методист не возьмётся это сделать при такой "разноголосице". Напомню, что в советское время при единой учебной программе по всем предметам (кроме экспериментальных и спецшкол) действовала разветвлённая система институтов повышения квалификации учителей, районные методкабинеты по каждому предмету.
В каждой школе была постоянно поддерживаемая методическая база. Всего этого давно нет, и прошлый министр Васильева начала делать правильные шаги в сторону возрождения этого единого образовательного пространства всей страны. Например, наполнив учебные предметные стандарты — ФГОСы — конкретным содержанием, последовательно расписанным по классам в порядке прохождения учебного материала.
За это на неё буквально набросились наши либеральные реформаторы из РАО (
Российская академия образования. — Прим. Царьград): Александр Асмолов, Виктор Болотов — мол, в стандарте слишком много недостатков. Только забыли при этом сказать, что он не хуже, а лучше предыдущего.
К чести Ольги Юрьевны, она также начала разбираться с распространённой историей, когда у абитуриента с Кавказа стобалльный ЕГЭ, а заявление на приём в вуз он пишет с десятью ошибками. Васильева попыталась навести порядок с олимпиадами для школьников, которых развелось неимоверное количество. Иногда доходит до того, что вузовские преподаватели за деньги готовят ученика к победе в олимпиаде, которую сами же и составляют!
Не пора ли избавиться от Болонской системы в образовании?
— Болонская система — это вражеская диверсия против российского высшего образования. Она в своё время была придумана для граждан африканских и неразвитых азиатских стран для постепенной адаптации их к европейским системам. Магистратура плюс бакалавриат во многих специальностях хуже, чем подготовка специалиста.
Не так давно в Госдуме из уст одного из заместителей прошлого главы Минздравсоцразвития прозвучали слова о подготовке бакалавров для пополнения нехватки школьных врачей. Нам в своё время клялись и божились, что в сфере здравоохранения такого никогда не будет! Подумайте только: сельских фельдшеров учат четыре года. А тут врачи, ответственные за здоровье школьников!
Очень вредна, кроме Болонской системы, и управленческая установка на некое слияние вузов с академическими НИИ, нацеливание учебных институтов на научную деятельность. Ну не задача высшего учебного заведения создавать научные продукты! Мерить вузы таким критерием, как научные исследования или инновации, — абсурд. Врачи должны лечить, а учителя — учить.
Учитель — это звучит как?
— Нашего учителя довели до унизительного положения, даже при повышении зарплатного уровня по сравнению с совсем нищенским в 1990-х. Да и нищета осталась позади далеко не везде. У сегодняшнего российского педагога практически нет никаких прав — ни перед школьной администрацией, ни перед родителями, ни перед учениками, — а одни обязанности! Чтобы поддерживать свою семью, самому выглядеть прилично, учителя вынуждены брать по максимуму учебные часы, заниматься репетиторством. Они так в итоге перегружаются, что не остаётся времени на воспитательный процесс — ни для учеников, ни даже для собственных детей. Им некогда повышать свою квалификацию.
Большинство моих коллег считает острой необходимостью отмену нормативно-подушевого финансирования как средней, так и высшей школы. При нынешней системе нельзя выгонять нерадивых школьников и студентов, преподаватели боятся ставить им двойки. Как афористично вывел один знакомый декан, "пять отчисленных студентов — это минус один преподаватель".
С этим пора заканчивать: учителей, вузовских преподавателей необходимо сделать элитой общества, уважаемыми людьми. Разумеется, надо, чтобы и они сами соответствовали таким критериям.
Что делать нам и чем помочь?
— Безусловно, обоим нынешним министрам досталось очень тяжёлое наследство, управиться с которым нелегко, как и изменить многолетние негативные тренды.
Сейчас Сергей Сергеевич Кравцов, с которым я лично знаком, оказался в сложном положении, принципиально сменив функции деятельности с контроля за работой на обеспечение результата работы. У нас ведь ныне трёхглавая система образования: два министерства, одно из них отвечает за школу, другое — за вузы, а сверху — Рособрнадзор, который ни что не отвечает, но может всех в любой момент проконтролировать.
Как известно из производственной практики, средства контроля могут быть разрушительными. Так вот, я утверждаю, что деятельность этого органа разрушает образование. Именно оттуда к нам пришла технология проведения ЕГЭ и ОГЭ, хотя и не они придумывали сами экзамены. Ныне это федеральное ведомство контролирует ещё и проведение ВПР (Всероссийских проверочных работ). Мало того что школы вместо изучения программ вынуждены заниматься натаскиванием к госэкзаменам, так теперь ещё и подготовкой и проведением ВПР, за которые отвечают директора и от которых болит голова учителей. Причём эти проверочные работы содержат единые для всех школ задания, а вот предметные учебники, по которым преподают в школах, — совершенно разные.
Наше школьное образование просто вопиёт об упорядочивании, стандартизации, разумеется, без полной унификации, с возможностью ограниченной вариативности. Прошлый министр Васильева под яростные протесты либералов начала наполнять предметные ФГОСы (
Федеральные государственные образовательные стандарты. — Прим. Царьград) конкретным обязательным для школ всей РФ содержанием по годам обучения. Новый министр Кравцов пока принял решение отложить этот процесс, чтобы "дообсудить" стандарты с профессиональным сообществом. И это, в общем, правильно, поскольку недостатки в новых стандартах есть. Ключевой вопрос в том, кто и как будет обсуждать.
Чтобы наше образование не попадало больше в разрушительные кулуарные "схемы", требуется максимальная гласность. Нужно "развязать руки" профессиональному педагогическому сообществу для свободной дискуссии и принятия решений по таким вопросам.
Ныне же не так: все члены сообщества — от учителя до директора школы, от профессора до ректора — могут быть за критику вышестоящих инстанций легко уволены без объяснения причин, поскольку не выбраны трудовыми коллективами, а назначены сверху. Поэтому сегодня и сидят все на своих зарплатах тише воды, ниже травы. При таком раскладе организованным сообществам сознательных разрушителей, да и просто чиновникам-дуболомам легко втёмную проводить решения, которые аукаются потом десятилетия спустя.
Какая парадигма национального образования сегодня предпочтительнее?
— Дело не в терминах, уводящих в псевдонаучные дебри. Самое главное — определиться раз и навсегда с целеполаганием: кто нужен стране в этом столетии. Грамотные потребители зарубежных товаров и немного техников для обслуги нефтегазового комплекса? Или же мы собираемся вернуть себе статус великой державы, которой не бывает без высококлассных учёных и инженеров-конструкторов, врачей, историков, лингвистов, агрономов?
У России не будет будущего без воспитания сограждан в духе патриотизма, нравственности, без того, что именовалось ранее "всесторонне развитый человек". И такое целеполагание необходимо закрепить.
https://tsargrad.tv/…nie_237273