ЦитатаУ китайского авиалайнера COMAC C919 возникли технические проблемы
30.01.2020
Согласно новостям, цитируемым Lianhe Zaobao, COMAC ограничил испытательные полеты узкофюзеляжных среднемагистральных авиалайнеров С919, из-за технических проблем. Источники, цитируемые в отчете, показали, что результаты исследований и разработок COMAC C919 были ниже, чем ожидалось, и в настоящее время сталкиваются с технической проблемой, которая серьезно ограничивает испытательные полеты.
Инженеры COMAC отправили неверные расчеты о нагрузках на двигатель производителю CFM International, теперь не ясно приведет ли эта ошибка к изменениям параметров мотора и необходимости усиления корпуса C919.
COMAC С919 оснащен версией новейших турбореактивных двигателей LEAP-1 (LEAP-1C в варианте для китайского рынка) производства CFM International, сертифицированных в декабре 2016 года. CFM International - это конгломерат американской корпорации General Electric и французского концерна Safran, а LEAP стали первыми авиационными двигателями, использующими 3D-печатные компоненты. Аналогичные силовые установки разработаны и для прямых конкурентов - LEAP-1A для Airbus A320neo и LEAP-1B для Boeing-737MAX.
После серии задержек COMAC C919 впервые поднялся в воздух в 2017 году, было запланировано к концу этого года завершить испытания, начать производство и поставки.
Вместо этого Reuters сообщило, что компания имеет менее одной пятой летных часов, необходимых для утверждения китайским регулятором гражданской авиации, и что в настоящее время корпорация в лучшем случае рассматривает поставки в 2021 или 2022 году.
В отчете обобщены новости "Мин Пао" и Reuters, с информацией от нескольких человек, знакомых с проектом COMAC C919, которые заявили, что разработка самолета C919 отстает от первоначального плана как минимум на пять лет.
Источники, цитируемые в отчете, утверждают, что из-за технических и структурных проблем COMAC завершил менее 20% из 4200 часов воздушных испытаний, необходимых для окончательного одобрения китайскими регулирующими органами. Руководство компании заявило в 2018 году, что массовое производство COMAC C919, скорее всего, начнется после 2021 года.
"Требования китайских заказчиков"
COMAC до сих пор не отправил правильные расчеты в General Electric и Safran. И это несмотря на то, что производителю нужна информация, чтобы гарантировать, что двигатели могут выдерживать большие нагрузки. Просчеты при разработке этого проекта свидетельствует об отсутствии у COMAC опыта в создании коммерческих самолетов.
Китайский мотор для С919
Ранее планировалось, что китайские двигателестроители должны передать опытную партию двигателей CJ-1000A для С-919 к 2022-му, далее три года отводится на получение сертификата. Одновременно планировались работы над CJ-1000B, серийные поставки которого были запланированы на 2026 год.
Помимо проблем с двигателем, COMAC также столкнулся с трещинами в горизонтальных стабилизаторах в нескольких первых самолетах, которые уже построены. Также были проблемы с коробкой передач, из-за которых двигатели отключались во время испытательных полетов, также проводились проверки на наличие трещин и утечек масла.
Проблемы с коробкой передач связаны с неожиданно возникшими вибрациями.
Взлом, цена и хакеры
Предполагается, что C919 должен стать конкурентом Boeing 737 MAX и Airbus 320neo. При этом в пользу китайского самолета будет говорить цена, которая, как ожидается, окажется на 30% ниже, чем у выше названных авиалайнеров. Остается лишь устранить все неполадки и вывести новинку на рынок.
Как утверждают источники Reuters, конструкторам удалось найти способ минимизировать существующие риски. Однако постоянные проверки агрегатов на наличие трещин и следов вытекающего масла не могли не сказаться на темпе летных испытаний. Стоит признать, что задержки, которые возникают при создании новых образцов авиатехники - привычное дело. Но в случае с C919 речь идет о весьма длительном сроке, что крайне негативно отражается на репутации COMAC и Китая в целом.
Напомним, что США в 2018 г. обвинили группу китайских офицеров разведки, хакеров и сотрудников компаний во взломе сетей 13 производителей аэрокосмической техники по всему миру, включая компанию, описание которой соответствует CFM, чтобы украсть конфиденциальные данные, которые могут помочь Китаю построить реактивный двигатель. Китай отрицает какую-либо причастность ко взлому.
Некоторые аналитики считают, что Пекин возможно не сильно разочаруется, если самолет C919 не сможет сразу конкурировать на международных рынках, поскольку правительство Китая может заставить свои авиакомпании покупать этот самолет.
Авиаперевозчики и лизинговые компании КНР составляют подавляющее большинство из заказчиков на 815 C919 (предварительные соглашения), как заявляет COMAC. Пока единственным зарубежным покупателем является лизинговая компания GECAS, принадлежащая General Electric.
https://www.aviaport.ru/digest/2020/01/30/624719.htmlПро программу C919:
https://glav.su/forum/2/540/messages/5512936/#message5512936______________________________________________________________________
Ну и 6-я официальная задержка по программе японского MRJ:
ЦитатаMitsubishi Heavy Industries confirms sixth delay for SpaceJet, pushing delivery back to FY2021
https://airinsight.com/mitsubishi-confirms-6th-delay-for-spacejet/https://centreforaviation.com/news/mitsubishi-heavy-industries-confirms-sixth-delay-for-spacejet-pushing-delivery-back-to-fy2021-974528То есть переносят поставку первого MRJ (Spacejet) уже на 2021 год или позже. Саму программу MRJ запустили в 2003, в 2012-м планировали начать серийное производство и первые поставки... задержка не менее 10 лет, 19-20 лет на разработку:
https://glav.su/forum/4/16/messages/5516983/#message5516983Причем китайские ARJ-21/C919 и японский MRJ - гораздо менее локализованы в Китае и Японии, чем наши SSJ-100 и МС-21 локализованы в России.
Например, двигатели у китайцев и японцев на 100% иностранные, как и авионика. Да, китайцы планируют разработать свой двигатель и запустить его в производство к 2026 году, но судя по уровню проблем, с которыми они сталкиваются даже при более простых задачах, эти сроки скорее всего тоже сдвинутся на 2-3 года, и с китайским двигателем самолёты полетят уже после 2028-2029.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
P.S. Наткнулся на такое исследование - потребность в региональных самолётах типа Суперджета (на 70-100 мест) до 2034 года:
Суммарно может понадобиться до 5190 таких самолётов, чтобы заменить старые (Fokker100, BAE146, CRJ900) и добавить новые с учетом растущего населения.
Для нас особенно интересны рынки Африки, Латинской Америки, СНГ, Ближнего Востока, Азии/Океании - туда в ближайшие 15 лет потребуется
1890 самолётов, в среднем по
95 в год.
...
К 2024-му году будет создан обновлённый улучшенный SSJ-100 New с двигателями ПД-8.
На разработку SSJ-New в ближайшие 2 года планируется потратить 15 млрд рублей, и еще 33 млрд на разработку, испытания и подготовку производства ПД-8:
ЦитатаМинпромторг намерен выделить дополнительно почти 15 млрд руб. на разработку самолета Superjet New, в котором максимальное количество деталей будет производиться в России. Это прописано в плане-графике министерства в начале декабря, свидетельствует информация из базы данных СПАРК. На момент написания материала тендер на эти работы объявлен не был.
Первый и второй этапы выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по программе SSJ-New должны быть выполнены до 15 декабря 2021 года. Ожидается, что самолет SSJ-New будет создан к 2024 году.
ОДК вложит в разработку импортозамещенного двигателя SSJ-100 и Бе-200 до 2025г почти 33 млрд руб
30.12.2019
АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК, входит в "Ростех") вложит в разработку ипортозамещенного двигателя для самолетов Sukhoi Superjet и Бе-200ЧС в 2019-2024 гг. почти 33 млрд руб., следует из материалов сайта госзакупок.
Речь идет о двигателе тягой 8 тонн под шифром "ПД-8-Сатурн". Согласно материалам, в 2021 г. должен быть сделан технический проект двигателя, в 2022 - рабочая конструкторская документация, на 2023 г. запланирована технологическая подготовка производства опытных образцов маршевых силовых установок (МСУ) с ПД-8. В 2024 году должны быть изготовлены опытные образцы МСУ с ПД-8, в этом же году ожидается получение сертификата типа на новый двигатель.
К 2024 будет выпущено уже около 300 обычных Суперджетов, значительно расширится их мировое присутствие, улучшат сеть обслуживания. Так что с вводом импортозамещенных SSJ-New производство Суперджетов может запросто вырасти до 60 шт. в год.