Мощь Америки в эпоху ограниченийВыдержка из большой статьи Foreign Affairs в части, касающейся китайской стратегии США.
Сделка с КитаемПревосходство Соединенных Штатов также оказалось под ударом в связи с ростом мощи Китая. В 1990 году в геополитическом смысле Китай был страной второго сорта — объемы его экономики составляли всего 6% от экономики США. Однако сегодня эта цифра выросла до 63%. (А если учесть показатели ВВП с поправкой на паритет покупательской силы, то в экономическом плане Китай уже обогнал Соединенные Штаты.) Что еще важнее, стремительный экономический рост Китая — который даже после замедления все равно превосходит темпы роста США в три раза, — означает, что, если в Китае не произойдет никакой политической катастрофы, именно эта страна станет экономическим гигантом 21 века.
По меркам своего региона Китай также обладает внушительной военной мощью. Пекин сумел превратить ту раздутую, но технологически отсталую армию, которая была у него в 1990-м году, в мощные вооруженные силы, способные эффективно выполнять те виды операций, в которых китайское руководство заинтересовано в первую очередь: оказывать давление на Тайвань и препятствовать перемещениям американских военных в водах Восточной Азии. Дэн Сяопин, руководивший Китаем в 1980-х годах, однажды посоветовал своей стране «прятать свою силу и ждать подходящего момента». Сегодня Китай оставил эту тактику в прошлом. Вместо этого он расширил свое военное влияние в Азии, построив два авианосца, построив два искусственных острова в Южно-Китайском море и развернув на них оружие, а также получив доступ к военным базам по всей Азии и в Индийском океане. В результате Китай постепенно становится достойным конкурентом Соединенным Штатам в регионе, где дипломатическая, экономическая и военная мощь Америки еще не так давно была неоспоримой.
Соединенные Штаты в определенной степени учитывали ключевые интересы Пекина в своей внешней политике еще до начала роста мощи Китая. Из уважения к претензиям Пекина на остров Тайвань администрация Никсона разорвала альянс Соединенных Штатов с Китайской Республикой (Тайвань), официально признала существование «одного Китая» и наладила отношения с Пекином. Этому мешало сопротивление конгресса США и продолжающиеся поставки американского оружия в Тайвань, которые, как утверждают китайцы, являются нарушением американо-китайских двусторонних соглашений. Тем не менее, политика «одного Китая» остается краеугольным камнем сотрудничества Вашингтона и Пекина с последних десятилетий холодной войны вплоть до сегодняшнего дня.
Между тем некоторые другие аспекты внешней политики США противоречат интересам Пекина. Американская политика экономического взаимодействия с Китаем, которую часто позиционируют как мягкую попытку вовлечь эту страну в глобальный торговый режим, тоже основана на стремлении к преобразованию. Сторонники такой политики открыто говорят о своих надеждах на то, что она заставит Китай реформировать его нелиберальные институты, уменьшить количество нарушений прав человека и создать новую богатую элиту, которая ограничит власть Коммунистической партии в стране. Наблюдатели совершенно справедливо называют американскую стратегию, основанную на таких надеждах, мягкой формой смены режима.
Китайцы относятся в подозрением к альянсам Соединенных Штатов в их регионе, поскольку они опасаются, что в основе решения Вашингтона сохранить в Азии альянсы эпохи холодной войны после 1990 года лежало стремление сдержать рост Китая. Возмущенные военным господством Соединенных Штатов, китайцы не раз открыто выражали свое негодование, когда американские военные корабли заходили в воды Китая, или когда американские самолеты вторгались в их воздушное пространство, или когда Соединенные Штаты отправили два своих авианосца через Тайваньский пролив в 1995 году, то есть в момент крайне напряженных отношений между Тайванем и Пекином. В недавнем прошлом, когда Соединенные Штаты укрепляли политические и военные связи со странами вдоль крупных торговых маршрутов региона и вдоль китайских границ (в частности с Индией и Вьетнамом), китайское руководство стало жаловаться на попытки взять страну в кольцо.
Сегодня Китай уже может не только жаловаться. В рамках своей всеобъемлющей кампании влияния Пекин вмешивается во внутреннюю политику других стран (к примеру, Австралии, Канады и Новой Зеландии), использует экономическое давление, чтобы наказать страны, которые, с его точки зрения, враждебны Китаю, и наращивает потенциал, необходимый для того, чтобы бросить вызов военному превосходству Соединенных Штатов в Азии. В эпоху, когда политическое, экономическое и военное господство Соединенных Штатов в этом регионе идет на убыль, предотвращение конфликта и сотрудничество с Пекином потребуют от Америки уважения к его ключевым интересам. У Соединенных Штатов и Китая много общих интересов, как в регионе, так и в мире. Они хотят добиться денуклеаризации Северной Кореи и стабильности на Корейском полуострове. Они занимают одинаковые позиции в таких вопросах, как изменение климата, терроризм, распространение ядерного оружия и так далее. Вашингтон и Пекин могут либо вместе двигаться вперед в решении этих проблем, либо поддерживать враждебность в отношениях. Они не могут делать и то, и другое одновременно.
Сегодня, когда эпоха безусловного превосходства Соединенных Штатов осталась в прошлом, американским лидерам необходимо спросить себя, чего они на самом деле могут добиться, не отравляя американо-китайские отношения. Конечно, Америка хочет, чтобы Китай стал более демократическим и уважал права своих граждан. Она также хочет, чтобы вопрос с Тайванем наконец решился и эта развивающаяся демократия обрела мир и автономию. Однако настойчивые попытки достичь этих целей поставят под угрозу ключевые интересы Коммунистической партии Китая. Это станет препятствием для двустороннего сотрудничества, поставит под угрозу отношения Соединенных Штатов с их партнерами в регионе (которые хотят сохранить стабильные отношения с Китаем) и увеличат риск войны.
В основе сделки с Пекином должны быть несколько ключевых моментов. Один из них — это будущее американских альянсов в регионе. Отношения Америки со странами Восточной Азии — это важный источник политической и военной мощи Соединенных Штатов, поэтому со стороны Вашингтона было бы неразумным жертвовать ими ради сближения с Китаем. Однако Америка вполне может воздержаться от того, чтобы добавлять к ним новых союзников или партнеров, особенно тех, кто находится у границ Китая. Налаживание подобных отношений будет означать, что Вашингтон игнорирует интересы и тревоги Пекина так же, как он игнорировал интересы Москвы, когда расширял НАТО в Прибалтике. И в Азии Соединенные Штаты будут действовать на нервы уже не слабеющей, а набирающей мощь державе.
В обмен на эти уступки Вашингтон может попросить Пекин уважать статус кво в Тайване, а также в других территориальных спорах. По соображениям защиты прав человека и по геополитическим причинам Соединенные Штаты не хотят, чтобы тайваньский вопрос решался силой, и они не хотят, чтобы какой-либо из споров вокруг островов и границ перерос в горячую войну. Если бы Пекин сначала согласился, а потом нарушил свои обязательства, Вашингтон мог бы применить силу (к примеру, чтобы защитить своих союзников) или тайно вешаться во внутреннюю политику Китая, соизмеряя свои ответные меры с масштабами нарушений со стороны Китая.
Вполне возможно, Китай пойдет на такую сделку. Китайское руководство постоянно делает акцент на необходимости избегать конфликта с Соединенными Штатами и утверждает, что оно радо присутствию Америки в регионе, если только США не пытаются сдерживать Китай. Пекин также понимает, что уход Соединенных Штатов, вероятнее всего, заставит Японию наращивать ее военную мощь и вести более агрессивную политику безопасности — а Китай предпочел бы этого избежать.
Разрядка напряженности в отношениях с Вашингтоном будет разумным шагом со стороны Пекина, потому что китайское руководство сталкивается с множеством внутренних проблем, таких как коррупция, ухудшение экологической ситуации и неэффективность системы государственной социальной поддержки. Но Китай — это развивающаяся держава, гордящаяся своими достижениями и исполненная ощущением своей праведности, внушаемым ей рассказами режима о прошлых национальных унижениях. Хотя у Китая есть веские причины согласиться на такую сделку, гарантий того, что он это сделает, нет.
СсылкаЕщё одна выдержка из статьи:
...В совокупности все эти факторы не оставляют Соединенным Штатам иного выбора, кроме как адаптироваться. В течение примерно 25 лет не имевшая себе равных мощь Соединенных Штатов позволяла этой стране не обращать внимания на геополитические процессы. Дух того времени сумел точно передать один высокопоставленный советник в администрации Джорджа Буша-младшего, когда в 2004 году в разговоре с писателем Роном Саскиндом (Ron Suskind) он позволил себе насмешку в адрес «сообщества любителей фактов» за их трезвый анализ плюсов и минусов. «Теперь мир больше так не работает, — сказал тот чиновник. — Теперь мы империя, и, когда мы действуем, мы создаем свою собственную реальность».
Поскольку ни одна другая страна не обладала достаточной мощью, чтобы эффективно противостоять Соединенным Штатам, американское руководство считало себя вправе перестраивать реальность, игнорируя возражения тех, кому не нравился его глобальный либеральный проект. Ученые будут спорить по поводу разумности такого подхода: одни будут утверждать, что в целом американский проект либеральной гегемонии достиг множества из поставленных целей, а другие будут настаивать, что страна безрассудно растратила свои ресурсы и сама приблизила момент возвращения в многополярному миру. Каким бы ни был их вердикт, уже сейчас очевидно, что геополитические каникулы Соединенных Штатов подошли к концу и что в их курс необходимо внести серьезные коррективы.