Иеромонах Иов (Гумеров)
«Этика» выживания наиболее приспособленных
Ф. Ницше
Христианское учение основано на великой жертвенной Любви Спасителя мира, взявшего на Себя все человеческие грехи и пострадавшего ради нашего Искупления на Кресте. Человек, имеющий подобие Божие, должен все совершать в образ Божественной Любви. Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят] (Лев.20:7). Святое Евангелие открыло каждому человеку высший смысл и цель жизни – спасение в Царстве Небесном путем очищения и духовного преображения. Антропология эволюционизма лишает человека духовного начала. Натуралистическое понимание человека неизбежно ведет к отрицанию этики, потому что на биологической основе мораль построить невозможно. Вместо христианских заповедей эволюционизм формулирует «закон» борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных. Это не только следствие из основных положений дарвинизма, но и определенно выраженная жизненная позиция. Взгляды Ч.Дарвина на мораль смущали даже самых близких к нему людей. В Автобиографии он писал: «Не следует также упускать из виду возможности постоянного внедрения веры в Бога в умы детей, внедрения, производящего чрезвычайно сильное и, быть может, наследуемое воздействие на их мозг, не вполне еще развитый, так что для них было бы так же трудно отбросить веру в Бога, как для обезьяны — отбросить ее инстинктивный страх и отвращение по отношению к змее <…> Человек, не обладающий твердой и никогда не покидающей его верой в существование личного Бога или в будущую жизнь с ее воздаянием и наградой, может, насколько я в состоянии судить, избрать в качестве правила жизни только одно: следовать тем импульсам и инстинктам, которые являются наиболее сильными или кажутся ему наилучшими. В этом роде действует собака, но она делает это слепо, между тем как человек может предвидеть и оглядываться назад и сравнивать различные свои чувства, желания и воспоминания» (Воспоминания о развитии моего ума и характера. Часть четвертая). По поводу совершенно вульгарного сравнения человеческой веры и инстинкта обезьяны вдова Ч.Дарвина Эмма написала в 1885 г. своему сыну Френсису Дарвину, который готовил издание Воспоминаний, следующее письмо: «В Автобиографии имеется фраза, которую я очень просила бы не включать, отчасти, не скрою, потому, что идея отца [т.е. отца Френсиса] о происхождении всех нравственных качеств эволюционным путем тягостна для меня, отчасти же и потому, что в том месте, где эта фраза приведена, она производит шокирующее впечатление и сможет дать повод говорить — однако несправедливо, — будто он считал все религиозные верования не более высокими, чем наследственные антипатии или симпатии, такие, например, как страх обезьян перед змеями. Думаю, что неблагоприятный оттенок исчезнет, если сохранить только первую часть фразы и не иллюстрировать ее примером с обезьянами и змеями. Не думаю, что необходимо советоваться с Уильямом относительно этого пропуска, так как на сущности содержания Автобиографии пропуск этот никак не отразится. Мне хотелось бы, насколько это возможно, не доставлять огорчений религиозным друзьям отца, которые были привязаны к нему, а я представляю себе, каким ударом явится для них эта фраза».
Исследователям еще предстоит во всей полноте оценить разрушительные последствия дарвинизма на нравственную жизнь людей. Ч.Дарвина, К.Маркса и Ф.Ницше единит богоборческий дух, нигилистическое отрицание традиционных духовно-нравственных устоев, веками формировавшихся на основе христианского учения. Дарвинизм оказал влияние на Ф.Ницше. Встречающиеся в его книгах резкие высказывания против некоторых положений дарвинизма не могут стушевать идейную связь между ними. Сравним позиции. "Развитие живущих организмов на земле напрямую связано с борьбой за существование. В этой непрерывной борьбе побеждает сильнейший, слабый же обречен на поражение и забвение". (Ч.Дарвин). Ф.Ницше дает развитие этим идеям: «Что хорошо? – Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? – все, что происходит из слабости. Что есть счастье? – Чувство растущей власти, чувство преодолеваемого противодействия. Не удовлетворенность, но стремление к власти, не мир вообще, но война, не добродетель, но полнота способностей (добродетель в стиле Ренессанс, virtu, добродетель, свободная от моралина). Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом. Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым» (Антихрист).