Экономическое освоение севера России
447,682 876
 

  Беломедведев ( Слушатель )
08 сен 2009 23:48:08

Тред №144665

новая дискуссия Дискуссия  291

Освоение севера возможно, особенно на фоне глобального потепленияСтроит глазки.
Главное понять чего хочет гос аппарат. А как показывает практика освоения дальневосточных нефтяных и газовых залежей - это лишь извлечение максимальной прибыли. И не думается чиновникам о будущем экономики региона, экосистемы региона и местном населении. К превеликому сожалению порты строятся, акватории углубляются, буровые роют, танкеры плавают, а вот уникальное геополитическое назначение региона не развивается совсем. То что мы граничим с сильными Азиатского мира, может приносить гигантские дивиденты. Экономики этих стран бурно развиваются, а мы только наблюдаем. Что мешает развивать Дальний Восток также как Европейскую часть России. Почему не открываются СЭЗ, почему нет налоговых послаблений отечественному бизнесу, почему не повышаются пошлины на вывоз сырья и ввоз готовой продукции (автопром не считаетсяПодмигивающий), почему не стимулируется отечественный научно технический комплекс. Ответ на все эти вопросы лежит в основе, в конструкции нынешнего гос аппарата. Не возможно простимулировать такую ораву чиновников так чтобы они реально захотели работать на развитие своей страны, а не собственного кармана. Так что на севере лед тает, 6 ледоколов уже заложено на верфях и на 4 уже выделены средства, Росморфлот прорабатывает новые акватории под терминалы. И не трудно предсказать, что никакого другого развития региона в умах гос чиновников нет и быть не может, только извлечение ресурсов к сожалению. Конечно строительство портов и терминалов будет, конечно Северный морской путь принесет много денег казне. Естественно нефть и газ накачают ресурсные мускулы России на мировой арене, по крайней мере на несколько лет. Но будет ли развиваться север РФ как территория новых изготавливающих заводов, новых наукоградов, новых туристических зон и благоприятных для проживания районов? На мой взгляд врядтли и Дальний Восток красноречивое подтверждение моим предположениям. Ну может появится несколько поселков городского типа для проживания обслуживающего персонала и несколько новых дорог и ж/д путей к ним, может построят несколько новых аэропортов маленьких. И еще, как обычно, загадится пара тройка заповедников, исчезнет несколько видов рыб и животных, а потом регион опустеет - как выпитая бутылка (пока есть что пить - хорошо, а как выпил ишешь другую).

П.С. Но надежда все равно есть, в душе, где-то очень глубоко, что у нас скоро все изменится к лучшему.

П.П.С. Чуть не забыл о главном вопросе по теме, прошу прощения у топик стартера.
1. Необходимо создать Гос программу по привлечению инвестиций и людей на ПМЖ на Север. Как вариант: создание нескольких СЭЗ (там заводы, наукограды и прочие прелести), организация нескольких горнолыжных курортов, строительство очень дешевого жилья, массированное строительство скоростных дорог, морских транспортных и авиационных ХАБов (лед же таетПодмигивающий), ж/д магистралей, стимулирование малого бизнесса в данном регионе (освобождение от налогов), гос регулирование цен на  недвижимость (спекулянты не дремлют) и т.д.
2. Необходимо провести многолетнюю рекламную компанию "а-ля" "а мы уйдем на север и там мы заживем!", причем на всех уровнях массового сознания населения страны.
3. Сразу создать управляющие органы власти в корне отличающиеся по структуре и мотивации от нынешних аналогов.
4. На мировой арене поддерживать организации привлекающие инвестиции в регион.
5. Гарантировать жителям Севера достойную старость, т.е. переработать пенсионные схемы.

... вобщем денег на все хватит, вопрос лишь в людях у руля ... а оно им надо?
Отредактировано: Беломедведев - 09 сен 2009 00:07:29
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  7cuX ( Слушатель )
09 сен 2009 15:45:33

Минусов ставить не стал пока, решил просто ответить развернуто.
1. а) Гос программа по привлечению инвестиций на север звучит как-то не очень, очень похоже на объявление типа - тут будет мега попил бабок за счет государства.
Север понятие растяжимое. И в общем случае под ним понимаю почти 2/3 площади России. Поэтому если и создавать такую госпрограмму, то только для точечного привлечения. Скажем под развитие окрестностей Мурманска или Петропавловска-Камчатского;
б) ПМЖ на север. Идея конечно хорошая, но где-то выше уже думали над этим. Если вкратце, то ответ звучить так  - в настоящий момент мы не можем обеспечить людям, в первую очередь молодежи, комфортные условия, а зарплата это скомпенсировать едва ли сможет. Увы сейчас выросло поколение прагматиков, а не романтиков.
в) Создание СЭЗ - идея хорошая, но насколько я понимаю, для СЭЗ нужны следующие условия - достаточно большой город, нормальная инфраструктура, хорошая связь, транспортная доступность и т.д.. Обычно рядом должен быть порт.  На севере таким условиям отвечаю всего 4 города - Мурманск, Норильск, Магадан, Петропавловск-Камчатский.
Наукограды -  на севере был в свое время только один наукоград - Кировск. И сейчас там основывать наукоград никто не возьмется. Это проще, дешевле и в разы эффективней делать рядом с крупным городом.
Заводы - ну да, я за. Только вот есть некоторые проблемы - транспортная оторванность и удаленность=> строительство будет намного дороже, подвоз сырья и отвоз продукции тоже будет несколько дороже делать; -почти везде на севере распространена вечная мерзлота => намного дороже строительство завода, его эксплуатация, намного больше вероятность аварии; - суровый климат и т.д. Понятно, что продукция такого завода едва ли будет конкурентоспособна даже на внутреннем рынке, если не будет серьезных гос дотаций.
Горнолыжные курорты - я вас удивлю, но на большей части севера России горнолыжные курорты устроить не получиться при всем желании. Нет нормальных гор, да и резко континентальный климат не особо располагает к туристическому катанию. Я могу назвать всего 4 места - Мурманская область, район Норильска( но там фиговая экология+короткий сезон комфортного катания), район Магадана, Камчатка.
Строительство дешевого жилья -  на севере суровый климат, вечная мерзлота, а часть ДВ - сейсмоопасна. Поэтому дешево построить нормальное жилье там не получится . А строить опять бараки  как-то не хочется.
Скоростные дороги - вы имели в виду автомобильные дороги? Опять же есть несколько проблем общих для всего севера и есть проблемы отдельных регионов. Проблемы общие - прокладывать с нуля автостраду очень дорого( я видел цифры в 4-6 млн $/км для европейской части России, для крайнего севера это будет в несколько раз дороже). + от глобального потепления пурги никуды не денутся, => потребуется огромный парк грейдерной техники. Ну и одно дело застрять в сугробе рядом с населенным пунктом( ну в 5-10 км) и при не сильном морозе, другое дело в 100 км от ближайшего человека и при -30 С. + вечная мерзлота - намного дороже строить, постоянный ремонт, а в будущем, если тренд потепления сохранится, то все дороги просто поплывут( я видел такую "дорогу" в пос. Тиличики  :D ). Поэтому делать упор на строительство автодорог не стоит.
Авиационные хабы - да надо строить нормальные авиапорты, но см. проблемы для автодорог. Тот же Норильск или Петропавловск-Камчатский закрыт для авиасообщения по 3-4 недели в год из-за сильных ветров.
Морские порты - в ближайшие лет 50-100 даже по самым оптимистичным прогнозам, льды не расстают. Следовательно Диксон, Тиксти и Певек круглогодичными портами не станут. А Дудинка, Мурманск, Анадырь, Петропавловск как работали круглый год, так и будут работать. Кстати посмотрите ветку - http://glav.su/forum…401.0.html
ж-д дороги -  основное. читайте эту ветку - там написаны основные проекты.
2. Надо. Но сейчас мало кто поедет за запахом тайги, поэтому надо создавать нормальные условия жизни.
3.  ??? как вы это собираетесь делать?
4. Ну фиг знает. сейчас на севере в основном остались крупные компании, которых мы и так поддерживаем на международной арене.
5. Правильное предложение. Одно из немногих действительно реальных.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Беломедведев ( Слушатель )
14 сен 2009 14:00:54

По попилу бабла: наглядным примером считаю создание государством госкорпорации Фонд Содействия Реформированию ЖКХ, сейчас этот Фонд ведет Кап Ремонты на территории всей РФ, при этом инвестором выступает гос-во, при этом кормятся сотни управляющих компаний, строительных организаций, производителей строй материалов. Конечно все организованно как всгда с бюрократическими косяками, но программа работает и это не может не радовать. Не могу к сожалению похвастать что понял абсолютно все механизмы распределения бабла, но если взять конечные, Регион - Поселение - Заказчик - Подрядчик, то с уверенностью говорю: там своровать много не позволяет система, ибо очень много контролирующих индикаторов (фиксированные расценки, контроль на местах, независимая экспертиза - неплохой механизм в целом). Так почему бы не совершенствовать систему контроля, опираясь на наработанный опыт. И собственно не важно кто будет инвестор и подрядчик, главное ввести гос (или не зависимого) регулятора не только на уровне законодательства, но и на практике. Т.е. экспертизы, коэфициенты, контролирующие органы на местах. В случае Фонда сод реф ЖКХ это ТСЖ и администрация поселения.

Значит заманивать надо не романтикой, а привлекательным сценарием для жизни (от рождения и до конца жизни). С хорошей з/п, инфраструктурой, перспективой, сводой выбора професии, дешевым жильем и т.п.. Да, теперь чтобы привлечь туда народ НУЖНО поработать над хорошими условиями для людей - иначе никак, и под лежачий камень, как известно, вода не течет. Наглядный отрицательный пример - БАМ.

Порт не есть обязательное условие (еще ж\д и автомагистрали), следовательно список становится длинее. СЭЗ сама по себе является градообразующей составляющей - главное создать инвестиционно привлекательный климат, а корпорации попрут за рублем даже в вечную мерзлоту.
Вот с ними сложнее. Действительно - для успешной деятельности научного сообщества, важен климат, как деловой так и природный. Тут предлагаю обратится к опыту создания секретных городов в СССР. Пусть они будут не в вечной мерзлоте, но считаю что потенциал Приуралья, Сибири, Дальнего Востока недооценен.
Смета безусловна будет в других пропорциях и точно чтобы быть конкурентными, необходима транспортная инфраструктура. Задача гос-ва на мой взгляд обеспечить, как миниум, освобождение от налогов такого предприятия. Вот поле деятельности для гос-ва привлечь корпорации, жителей и планомерно развивать инфраструктуру в избранном регионе и после освоения можно будет вернуть налогообложение, только очень аккуратно иначе можно будет получить очередной регион призрак. Государству Нужно инвестировать в развитие бизнес схем иначе никак.

Кроме горнолыжных курортов нет других привлекательных направлений? Байдарочные путешествия, альпинизм, археологические маршруты, дайвинг, спелеология, охота, рыбалка, экологический туризм, пансионаты, санатории, исторический туризм ... Главное хорошее качество сервиса, креативный подход к формированию впечатлений от тура у клиентов и инфраструктура.
Сваи + Легкие металоконструкции + малоэтажная застройка + новые технологии = вечная мерзлота не есть главная проблема для массовой застройки, говорю как строитель.
Да, дороги в РФ действительно проблема. Но не забываем что дорожная индустрия есть одна из самых интересных кормушек для гос чиновников и если верить неофициальным данным =) до80% от любого заказа есть откаты. Тут необходимо бороться с коррупционными схемами. Строительство дорог в той же Финляндии и Норвегии (вечная мерзлота) значительно дешевле чем в РФ в средней полосе. Почему? Ответ очевиден... Кстати достаточно на первое время расширить и обеспечить инфраструктурой уже имеющиеся дорожные артерии. Платные дороги - есть мировая практика, почему бы не отдать корпорациям на конкурсной основе в аренду эти дороги? Идеи такие есть, но вся инициатива буксет именно в гос апарате.
Посмотрим на ОАЭ, казалось бы зачем там строить крупный авиахаб, никаких средних и богатых регионов кроме самой ОАЭ где не развито авиасообщение рядом нет, но транзитная схема оказалось более чем привлекательной. Дело в том что 90% мирового авиапарка не расчитанны на значительные расстояния. Собственно через территорию нашей страны весь ЕС может летать безопасно и с промежуточными посадками в АЗИЮ а те обратно. АЗИЯ может летать в Европу и Африку. Транзитную схему НУЖНО развивать.  И делать не один два хаба, а 5-6 в идеале.
+1
как вариант: автономия и опыт Сингапура. Этакий эксперимент. =) Реализовать считаю не возможно - тут нужно волевое "надо" сверху, а его точно не будет =(
Скажу так: мы знаем ТОЛЬКО о крупных компаниях, не факт что маленьких там нет и если в союзниках ЛЮБОЙ компании нет гос чиновника, то она НИЧЕГО не добивается на мировой (да и на российской к сожалению) арене (хотя есть редкие исключения). И мы о них мало слышим (видим), ибо они редко являются серьезными ньюсмейкерами, способными как-то повлиять на ситуацию в государственном масштабе. Да и современные технологии в регионы с трудом добираются, потому и не знаем. "Ты видишь суслика?" "Нет" "И я не вижу, а он есть" (с)
реализовали бы ....
  • +0.08 / 1
  • АУ