Производство поездов «Ласточка» началось в 2011 году на заводе «Сименс» в Германии. За три года было выпущено 54 состава ЭС1, 45 с пригородно-региональным вариантом салона и 9 с межрегиональным. В 2013 году началось производство «Ласточек» на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме. За шесть лет завод выпустил 156 составов трёх модификаций. ЭС1П и ЭС2ГП получили межрегиональную компоновку салона, а ЭС2Г получил пригородную.
С 2013 по 2019 год уровень локализации «Ласточки» вырос с 55% до 85%.
Электропоезда «Ласточка» работают на пригородных маршрутах, на маршрутах дальнего следования и на Московском центральном кольце (МЦК).
Количество пассажиров, перевезённых поездами «Ласточка» формирования АО «ФПК» в дальнем следовании увеличилось с 370 тыс. до 6,8 млн. в 2018 году (данных за 2019 год пока нет).
В пригородном сообщении наибольшее количество маршрутов, обслуживаемых поездами «Ласточка», имеет Северо-западная пригородная пассажирская компания (СЗППК). С 2015 года «СЗППК» увеличила количество пассажиров, перевезённых поездами «Ласточка» с 320 тыс. до 9,5 млн. за 9 месяцев 2019 года.
На «МЦК» «Ласточки» перевезли более 148 млн. пассажиров в 2019 году, что на 38 млн. больше, чем в 2017 году. Рекордное число пассажиров в сутки — 580 000 человек (25.12.2019).
Маршрутная сеть «Ласточек» продолжает расширятся, так с 1 апреля 2020 «Ласточки» выйдут на маршрут Екатеринбург — Курган, а также свяжут Ростов-на-Дону с Анапой и Новороссийском.