РВСН и прочие СЯС, а также ТЯО
9,096,580 25,776
 

  НАлЕ ( Профессионал )
21 мар 2020 10:50:55

Об инерциальных СУ для МБР/РН...

новая дискуссия Дискуссия  114

С чувством огромного удовлетворения  большим интересом  следил за развернувшейся дискуссией   по инерциальным СУ.
Посмею сделать несколько заметок на её полях.Строит глазки
1. Таки, это не последняя "механика". Тот же Трайдент-2 делался несколько позже и там, к тому же,  АИРС не было. Ребята весомо, грубо зримо использовали старый добрый  кардан. Только сделали его четырехрамочным, что обеспечило неограниченные углы прокачки, уравнявшись в этом с плавающей гиростабилизированной платформой.
2. И что значит "механика"? В том смысле, что СУ построенные на  ныне модных БИНСы и МЭМС-технологиях - это уже не "механика"?
Я, конечно же не знаю достоверно, на базе чего построена инерциальная часть  Ярсов/Булавей, но как-то когда-то слышал грамотных и посвященных людей , которые говорили о том, что на боевых ракетах никто не собирается отказываться от "старых добрых" гироскопов, основанных на "механике".
3. Почему не "взлетело"?  Трудно сказать, то-ли потому что с МХ не все так радужно получилось (почему его так легко и с радостью быстро пустили в размен расход). То-ли наоборот, этот самый АИРС и был одной из причин, что МХ ужел в мир иной, а древний ржавый Минитмен продолжает нести БД. То-ли  подкузьмила  его (АИРС) четвертая рамка  на "классике". Не знаю.  "Прелестей" у "поплавка" было много. И вес меньше, и неограниченная прокачка (но тут четвертая рамка помножила это преимущество на ноль), и отсутствие  необходимости  оптической связи с  для СПр, и постоянная готовность к "мгновенному старту" (те самые 30 секунд, но о них позжеПодмигивающий) ... Говорят, что недостатком  была только его цена.  Но пусть даже один прибор стоил один миллион полновесных советских рублей долларов. На фоне стоимости  всего комплекса - это мвозможно и не такие уж заоблачные  деньги.
4. Тут кто-то упомянул небезызвестный НИИ ПМ, то бишь, "фирму Кузнецова". Вот они советским "поплавком" как раз и занимались (возможно, что и кто-то ещё, но то мне не ведомо). Почему у нас не "взлетел"? Не знаю. Может и "взлетел", но этого мне уже никто не скажет. В 88-м году прибор был практически готов для проведения так называемых ЭНИ (экспериментальных натурных испытаний), но уже полыхала перестройка и и не до этого стало...
5. Теперь о тех самых 30 секундах готовности. Разумеется, речь идет о готовности ракеты и всего ракетного комплекса обеспечить пуск в течение этих самых 30-ти секунд с момента поступления команды на ПУ. Сколько там нужно ККП, чтобы из "холодного" режима выйти в "рабочий", то мне неведомо.  Подозреваю, что несколько минут порядка минуты, если ускоренно раскручивать, как это было реализовано на 15А18-без-М и 15А35. Но уже на 18М и 60-й  был введен "горячий режим". То есть гироскопы крутились постоянно в течение всего периода несения БД. На 60-й была правда реализована возможность перехода в "холодный" режим с быстрым возвращением в "горячий" при необходимости. На 18М  предусматривался "огрячий" на все 15 лет несения БД. Потом жизнь заставила в целях экономии ресурса ККП  тоже реализовать схему, подобную  реализованной на 60-й... Говорят, не так просто это было. Помнится, Перегрев  на эту тему тоже немного говорил.
6. О точности. Я не спец в теории гироскопов (да и в их практике тоже), но   таки наши  МБР  уже с 80-го года (если не раньше), на "чистой" инерциалке с трехстепенными гиростабилизированными платформами, без всяких Ураганов ГЛОНАССов, астро- и радиокоррекций обеспечивали точность стрельбы в пределах "нескольких сотен метров". Причем:
- несколько  сотен - это не КВО, а предельное отклонение (Да, 2,7"сигма", не 100%) ;
- в эти "несколько сотен" сходит не только "точность гироскопов", но все остальные составляющие ( точность определения координат точки старта и цели, точность модели Земли, точность алгоритмов СУ, разброс параметров атмосферы при полете ББ, разбросы параметров самого ББ и так далее, тому подобное и проч. ...
5. Ещё о боеготовности. Уже давно готовность МБР к пуску (я о ШПУ-шных) определяется именно временем , необходимым для ОТП (окончания точного приведения) и никак не  наддувами, запиткой двигателей и прочими ракетными заморочками. И без разницы  это хоть для РДТТ, хоть для ЖРД.
  • +1.85 / 38
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Hanych ( Слушатель )
21 мар 2020 12:55:39

Из  любопытства. А лазерные гироскопы  не применяются?
  • -0.01 / 1
  • АУ
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
21 мар 2020 13:06:03

В наземных приборах СПр - ещё с 70-х годов прошлого столетия.
На борту - в мое время вроде бы  не было такого. Как сейчас? Уже сказал, что точно знать не могу, но вроде как для боевых ракет всякие там БИНсы  не приветствуются. Для космических -  вроде как уже пытаются. Даже наши хохлы на Циклон-4 планировали БИНС в составе СУ .
  • +0.29 / 7
  • АУ