Тайны разведки: как американец Майкл Соутер стал майором КГБ Орловым
новая дискуссияСтатья228
Так почему проводить его в последний путь пришла вся верхушка госбезопасности СССР? Что он сделал для Советского Союза? Агента «Уго» или Гленна Майкла Соутера ветераны разведки называют бриллиантом среди всех агентов КГБ, которых завербовали в восьмидесятых годах прошлого века. Но сегодня об этом мало кто знает. Кем в действительности был Соутер, что такого ценного он сделал для СССР, и почему он умер таким молодым?
В июле 1988 года, за год до смерти Соутера, его имя впервые упоминается в советской прессе. В газете «Известия» опубликована небольшая заметка, в которой сообщалось, что Советский Союз предоставил убежище гражданину США Гленну Майклу Соутеру, который попросил защитить его от американских спецслужб. Эту публикацию тут же перепечатывает The Times, которая напоминает своим читателям, что Соутер — этот тот самый ветеран американских ВМС, который два года назад исчез с территории США. На момент исчезновения он находился под следствием за шпионскую деятельность. Но в каком именно шпионаже он обвинялся? На этот вопрос американские чиновники отказались отвечать журналистам.
Соутер бежал из США потому, что у него были слишком серьезные идейные разногласия с американскими властями. Они капиталисты, а он — коммунист. Это была правда, но далеко не вся. В своем видеообращении, вышедшем на советском телевидении, Майкл ни слова не сказал о своей связи с КГБ, о подробностях получения им нового гражданства и имени. Советский паспорт на имя Михаила Орлова ему вручили очень быстро, буквально сразу после того, как он пересек границу СССР. По словам специалистов, паспорт Соутер получил из рук председателя КГБ СССР Крючкова — редчайший случай.
История началась осенью 1980 года, вскоре после окончания Летних олимпийских игра в Москве. В советское посольство в Риме пришел молодой американец, и на ломаном русском языке заявил, что хочет стать гражданином СССР. Парня пригласили в кабинет, где с ним беседовал Борис Соломатин — легенда внешней разведки. На жаргоне разведчиков его еще называли «волкодавом» за фантастическое умение вербовать.
«Волкодав» Борис Соломатин
Во время разговора выяснилось, что Соутер служит на флоте помощником адмирала Уильяма Кроу, который командует шестым флотом США. Для советской разведки Соутер стал, как говорят эксперты, невероятным подарком судьбы. На предложение Соломатина работать на разведку Советского Союза Соутер ответил согласием, при этом категорически отказался от любого вознаграждения, что очень отличает его от большинства иностранных агентов того времени. Честный, искренний идеалист, верящий в высший смысл человеческой жизни, — таким Соутер был с самого детства. Он родился 30 января 1957 года на северо-западе штата Индиана в городе Хаммонд. Благодаря матери Соутер увлекся русской классической литературой, потом трудами Маркса, но главной его страстью был Владимир Маяковский.
Уильям Кроу
Достигнув совершеннолетия, Соутер по собственному желанию идет служить на флот. Окончив школу военных фотографов, получает назначение на шестой флот США. В должности фотографа разведывательного отдела он служит на авианосце «Нимиц», а затем на крейсере «Олбани» в должности личного фотографа адмирала Кроу и его секретаря. Служба его проходила на базе ВМС Гаэта, которая находилась в недалеко от Рима. Именно туда регулярно агент «Уго» приезжал для встречи с нашими связными.
Все секретные материалы Гленн фотографировал. Специально для него в недрах внешней разведки СССР был создан небольшой фотоаппарат. Американские авианосцы были наполнены секретами по самую ватерлинию, как говорили специалисты. Поэтому Соутер передавал столько пленок, что его кураторы еле успевали проявлять. В Кремль регулярно поступала детальная информация о вооружении шестого флота, его стратегических планах, о перемещениях атомных подводных лодок. Одним словом, благодаря Соутеру, Шестой американский флот был под колпаком советской разведки.
Но это была только разминка для Гленна. В 1982 году срок службы Соутера в ВМС заканчивается, и он возвращается в Штаты. Причем возвращается без жены, итальянки Патриции де Пальма. Они поженились в 1981 году, когда Майкл уже месяц работал на советскую разведку. Взбалмошная итальянка, которая следила за каждым шагом своего мужа заметила, что с ним что-то не так: по ночам слушает радио, что-то фотографирует, пользуется какими-то странными объективами без западной маркировки, и регулярно куда-то отлучается. В итоге она добилась, что он взял ее на одну из конспиративных встреч. Пока Соутер был рядом, Патриция молчала о его работе на русских. Но как только он уехал в США без нее, держать язык за зубами была уже не в силах. 31 декабря 1982 года во время новогодней вечеринки на военной базе Гаэта, изрядно выпившая итальянка затащила одного из американских офицеров в ванную комнату, и выдала ему тайну своего бывшего мужа. Но тогда этой информации не придали особого значения, хотя донесение задокументировали. Соутер приезжает в Норфолк, где расположена главная военно-морская база США в Атлантическом океане. Там он поступает на военный факультет университета, чтобы стать офицером. Одновременно устраивается на работу в сверхсекретный разведывательный центр ВМФ США. Агент «Уго» начинает присылать в Москву информацию, доступа к которой никогда не было не только у советской разведки, но и у большинства высокопоставленных американских военных. Ему удается добыть для СССР наиважнейший документ американцев — план применения атомного оружия. Документ попал в руки КГБ в 1983, когда отношения между США и Советским Союзом накалились до предела.
Благодаря агенту «Уго», советское руководство знало о месте нахождения каждого американского надводного и подводного корабля. Впоследствии сами американцы говорили, что в этом конфликте победил бы Советский Союз. Угроза открытого военного конфликта между СССР и США сходит на нет после ухода из жизни руководителя Союза Андропова, а затем министра обороны СССР Дмитрия Устинова. Это были два непримиримых противника западной политики. В 1985 году к власти пришел Горбачев, и страна взяла курс на перестройку.
Гленн не только блестяще работал на Москву, его высоко ценило и американское руководство. В один прекрасный день Соутеру предложили серьезное повышение по службе. Это и стало началом провала агента «Уго». По словам специалистов, у Майкла появилась перспектива перехода на службу в ЦРУ, и советские кураторы посоветовали Гленну согласиться с новым назначением. В отношении нового кандидата в ЦРУ начинается стандартная проверка: американцы копаются в прошлом Соутера, и довольно быстро узнают о его давнем увлечении коммунистическими идеями. Выяснили, что он с интересом изучает русский язык. Против него сыграл и донос его бывшей жены-итальянки. Тучи начали сгущаться, и Майкл вылетел в Рим, где встретился со связным, который и вывез его в СССР. Так Майкл Соутер превратился в Михаила Орлова. В Москве Михаил ни в чем не испытывает нужды: квартира в центре города, небольшая дача в престижном поселке Жуковка, новенькие «Жигули». В КГБ Соутер майором , чем он очень гордился.
В начале 1987 года Орлов начинает работать в институте имени Андропова преподавателем английского языка. То есть Он регулярно общался с людьми, которых КГБ готовил к работе за рубежом, знал их в лицо. Это значит, что чекисты ему полностью доверяли. К тому моменту в Москву перебрались и другие знаменитые агенты: Ким Филби, Джордж Блэйк. Никому из них КГБ не оказывало такого доверия. Но к оперативной работе, как говорят специалисты, ни Орлова, ни Филби, ни Блэйка не подпускали. В институте Михаил познакомился с преподавателем английского Еленой, которая в апреле 1988 года стала его женой. Через год родилась дочь Александра. А вскоре в гости к Соутеру приехала его мать.
Казалось бы, в жизни все есть: любимая жена, дочь, мать, работа. Но Орлов с каждым днем погружается в глубокую депрессию, из которой видит только один выход. 22.6.1989 Михаил Орлов, находясь даче, зашел в гараж, сел в машину, завел двигатель и закрыл все двери... Причиной такого поступка, как считают эксперты, стал крах коммунистической идеологии в СССР. Идеалист и романтик Соутер не смог вынести крушения своей мечты.
По уникальности и ценности той информации, которую Михаил Орлов-Соутер добыл для советской разведки, его называли бриллиантом среди всех агентов КГБ. Ссылка