Ядерная и углеводородная энергетики
4,050,777 11,959
 

  Dobryаk ( Практикант )
11 сен 2009 11:14:12

Тред №145436

новая дискуссия Дискуссия  141

Очень интересно... Часть 1 (из-за размера разбил на части)

http://www.atominfo.ru/news/air7423.htm

Доктор Хан: ядерный контрабандист прервал затянувшееся молчание




     В Пакистане одни благотворят его как отца атомной бомбы, другие называют его вором, укравшем славу у других людей. В Европе одни восхищаются его способностями на протяжении десятилетий покупать и перепродавать ядерные материалы и технологии под носом у силовых структур, другие напоминают, что служба безопасности корпорации URENCO с самого начала была готова уничтожить ядерных контрабандистов, но её вынудили бездействовать под давлением ЦРУ.

     Одни называют его бессеребренником, реализовавшим одну из самых дешёвых в мире программ по созданию ядерного оружия. Другие напоминают о множестве вилл, загородных резиденций и гостиниц, купленных на его имя за деньги пакистанских налогоплательщиков.

     В феврале 2004 года он извинился перед народом Пакистана и отправился под домашний арест, куда его посадила военная диктатура и откуда его выпустили в августе 2009 года гражданские власти страны. Доктор Абдул Кадыр Хан теперь снова на свободе, но по-прежнему вне пределов досягаемости международных инспекторов.

     Человек, нанёсший самый тяжёлый в истории урон системе нераспространения ядерного оружия, прервал своё пятилетнее молчание и дал интервью пакистанскому телеканалу "Аадж ньюс телевижн". Электронное издание AtomInfo.Ru публикует перевод интервью с урду на русский.

С какими сложностями Вы столкнулись, когда начинали ядерную программу Пакистана?

В то время в Пакистане не существовало промышленной инфраструктуры. Сразу после индийских испытаний в 1974 году, Зульфикар Али Бхутто встретился с учёными в Мултане и попросил их сделать атомную бомбу.

После катастрофы в Восточном Пакистане в 1971 году, Бхутто чрезвычайно беспокоился за безопасность Пакистана, так как он понимал, что страна оказалась в уязвимом положении. Он снял с поста Усмани после того, как последний сказал ему, что атомные планы не могут быть осуществлены из-за отсутствия базовой инфраструктуры.

     Ишрат Хуссейн Исмани (Ishrat Hussain Usmani) возглавлял комиссию по атомной энергии Пакистана в период с 1960 по 1972 годы. Он является одним из основателей мирного сектора в пакистанской атомной программе. В частности, при нём была построена первая пакистанская АЭС "Карачи" при помощи Канады. Впоследствии Усмани был ключевой фигурой в переговорах по атомному сотрудничеству между Пакистаном и Китаем.

Усмани не был неправ в своей оценке. Комиссия по атомной энергии Пакистана на тот момент была единственной организацией в стране, занимавшейся ядерными исследованиями, и у неё не хватало опыта. Но ядерные испытания, прошедшие в Индии в 1974 году, вызвали в Пакистане настоящую истерию.

Я был в Бельгии в 1971 году, когда пакистанская армия сдала Восточный Пакистан и терпела унижения. Индусы и сикхи избивали наших солдат и заточали их в концлагеря. Я смотрел на эти сцены с ужасом. Когда Индия испытала свою бомбу в 1974 году, я жил в Нидерландах и работал в атомной области. Это было для меня весьма полезным опытом.

     Восточный Пакистан - старое название Бангладеш.

В то время, только три страны в мире могли обогащать уран при помощи центрифуг. Хотя лидерами в области обогащения урана являлись США, Франция, Китай и Россия, они использовали газодиффузионные методы. А центрифужные производства существовали только в Соединённом Королевстве, Германии и Нидерландах.

     Доктор Хан ошибается, говоря про СССР. В начале 70-ых годов в нашей стране уже шла установка центрифуг пятого поколения. - AtomInfo.Ru.

Кто-нибудь контактировал с Вами из Пакистана?

Со мной никто не связывался. После индийских испытаний 1974 года я понял, что должен увидеть Зульфикара Бхутто и рассказать ему о том, что я могу сделать для пакистанской атомной бомбы. Хотя это очень сложная технология, у меня был накоплен определённый опыт, полученный из первых рук.

Я написал письмо Бхутто в сентябре 1974 года и сказал, что у меня есть нужный для него опыт. Ответ премьер-министра был ободряющим - уже через две недели он написал мне письмо с просьбой срочно вернуться в Пакистан.

В декабре 1974 года я приехал домой и встретился с Бхутто. Я проинформировал Мунира Ахмеда Хана и его людей о том, что я знаю, и предложил им приступить к созданию нужной инфраструктуры. Потом я снова улетел в Нидерланды.

Я продолжал работать в Европе, но каждый год возвращался в Пакистан под предлогом встречи с семьёй. Во время первой такой поездки, в 1975 году, Бхутто поставил передо мной задачу проинспектировать сделанное на площадке. К сожалению, там почти ничего не было готово.

У меня состоялся непростой разговор с Бхутто. Я сказал ему, что должен вернуться в Нидерланды, и единственное, что могу сделать - поставить в общих чертах задачи перед пакистанскими учёными. В ответ, Бхутто начал настаивать на том, что я обязан остаться в Пакистане.

Спор вышел долгим. Я говорил, что у меня в Нидерландах есть работа, там учатся мои дочери. Я попросил у премьер-министра времени для того, чтобы обсудить его предложение с моей женой…

Услышав про то, что мы можем не вернуться в Нидерланды, моя жена была сначала просто шокирована. Но потом она сказала мне, что я, видимо, должен сделать нечто важное для нашей страны. Я ответил, что без преувеличения никто не может помочь Пакистану кроме меня. Тогда жена изменила своё решение, и мы остались в Пакистане на тех условиях, что мы сможем приезжать в Нидерланды так часто, как захотим.

Кто принимал решение сделать атомную бомбу?

Зульфикар Бхутто.

Кто ещё присутствовал на Вашей встрече с Бхутто, на которой обсуждалось Ваше возвращение в Пакистан?

Вместе с ним был также генерал Имтиаз (ветеран индийских войн, служивший на тот момент в пакистанском генштабе). Потом была ещё одна встреча, на которую пришли также президент Гулям Ишак Хан и министр иностранных дел Ага Шахи.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
  • +0.00 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!