Из телеграм-канала Китай 80-ых
новая дискуссия
Статья
124
Продолжаю читать старые журналы.
Советские китаеведы, например, еще в 1982 году вывели на чистую воду попытки Пекина манипулировать образом Великого Шёлкового пути в интересах своей "гегемонистской внешней политики". Причем сделали это с изяществом и образностью, свойственным эпохе.
Вот что пишет в статье «Был ли этот путь «шёлковым»?» т. Кузнецов В.С.
«Публикации в пропагандистском журнале «Китай» в 1979-80 гг. имеют целью вызвать у зарубежного читателя чувство признательности к китайским императорам, которые якобы были инициаторами установления мирных отношений со своими западными соседями, и, во-вторых, хотят убедить читателя, будто Китай с незапамятных времен присутствовал в Центральной Азии, которая составляла часть традиционного китайского понятия «Западный край».
Однако эту дорогу, названную потом Шелковым путем, проложили отнюдь не мирные караваны, груженные китайскими тканями, а ханьские полчища, которые несли смерть и разрушения некитайскому населению Центральной Азии.
Бань Чао назван в китайском журнале одним из тех, кто в 1 столетии нашей эры совершил поход по Шелковому пути, «быстро навёл порядок в государствах Запада», за что снискал "любовь и признательность местного населения". Поскольку журнал «Китай» умолчал о том, как Бань Чао «наводил порядок», восполним этот пробел сведениями из биографии ханьского конкистадора.
Едва он прибыл в государство Хотан, как тут же заманил к себе верховного жреца и отсек ему голову. Такими же головорезами, под стать Бань Чао, были его подручные. В ответ на просьбу Бань Чао прислать ему войска на подмогу, ханьский двор направил к нему Сюй Ганя, земляка Бань Чао, во главе отряда, набранного из помилованных уголовников.
Авторы репортажей настойчиво внушают читателю представление о том, что без китайского присутствия в Центральной Азии местное населения якобы прозябало бы, не было бы развития в его социально-экономической жизни. Рисуется такая идиллическая картинка: караваны верблюдов и лошадей, навьюченных шелком, пересекали пыльное лессовое плато, будоражили тишину в Хэси и пробуждали дремавшую Таримскую впадину, а государство Шулэ процветало только благодаря Шелковому пути.
Вопреки этим розовым живописаниям в действительности все было иначе. Спокойную жизнь населения в Хэси будоражили не торговые караваны из Китая, а вторжения ханьской солдатни».
(Проблемы Дальнего Востока. 1982. № 3).
PS. «Хэси» - это нынешняя Ганьсу. «Шулэ» - это Кашгар.