АВИАЦИЯ и иные...
13,552,995 34,244
 

  osankin ( Слушатель )
29 апр 2020 13:36:36

Молния в кабине (рассказы В.В. Заболотского)

новая дискуссия Статья  120

Молния в кабине (рассказы В.В. Заболотского)

ЦитатаВ приемосдаточных полетах на самолете СУ-7УБ с изделием «Комета», мне довелось полетать с летчиком испытателем ГК НИИ ВВС Николаем Садкиным. За самолетом на тросе летела мишень похожая на ракету с не большими крылышками, а наземные средства ПВО должны по радиолокатору прицелиться и пострелять по этой мишени. Когда на первом заходе прозвучала команда «Режим», и через несколько секунд мы увидели спереди и чуть слева следы трассеров, то заорали так, что нас, наверное, было слышно на «земле» и без радиосвязи. Наводчик зенитной установки, перепутал метки самолета и мишени сказав при этом: «как интересно, мишень летит впереди самолета» (а мишень на экране светится ярче из-за уголковых отражателей) и открыл огонь. Хорошо командир установки во время сообразил и дал отбой. В общем, чтобы избежать лишних разборов этого ЧП, приемосдаточные документы были подписаны, и вся эта техника перешла к военным.
Всей этой процедуре предшествовала большая многолетняя работа. В настоящее время, при современном уровне техники и электроники можно с улыбкой смотреть на идеи прошлых десятилетий, которые конструкторы претворяли в жизнь. А идея была простая её можно сравнить с обыкновенной спиннинговой удочкой. Есть катушка с тормозом, леска и наживка. Вот только самолетную катушку-лебедку в нашей стране ни кто не делал. Лески-троса тоже не было, да и наживку надо было иметь особенную.

ЦитатаС лебедкой поступили просто. Зная, что такая существует в одной из скандинавских стран НАТО, через третьи-четвертые руки её приобрели вместе с тросом. А вот наживкой занялись сами. Лебедка, напоминала сигарообразный фюзеляж маленького самолета с воздухозаборником и конусом регулятором потока воздуха. В хвосте этого фюзеляжика располагалось причальное устройство, в котором как в лапе удерживалось обтекаемое цилиндрическое тело, похожее на ракету. Все это оборудование компактно разместили под брюхом истребителя бомбардировщика Су-7УБ. В полете эта конструкция работала довольно просто. Причальное устройство выводило это изделие за пределы аэродинамического влияния самолета, отцепляла его. После снятия троса с тормоза изделие отходило от самолета. Скорость отхода или подтягивания изделия регулировалась количеством воздуха проходящего через турбину связанную с лебедкой. Ну чем не спиннинг. Наживка тоже была не простая. Цилиндрическое тело около полутора метра длины, заостренное спереди и небольшими стабилизаторами- крылышками в хвосте и на этих крылышках какие-то бородавки. Внутри этого изделия находились специальный магнитофон, блок питания, уголковые отражатели и спецмикрофоны. Трос мог разматываться на длину более километра со скоростью не более пяти-семи метров в секунду. Весь этот цикл занимал около восьми минут. Смысл всей этой работы заключался в том, что самолет тащит за собой мишень, которая очень хорошо видна на экране радиолокатора , а ЗСУ (зенитная самоходная установка) типа «Шилка» стреляет по мишени. Попасть в саму мишень довольно сложно, но снаряды, пролетая рядом на сверхзвуковой скорости, создают ударную волну, которая улавливается микрофонами и пишется на магнитофон. Форма этой ударной волны является функцией расстояния от снаряда до микрофона. В результате расшифровки можно совершенно точно сказать попал или не попал этот объект в зону поражения.
Испытательных полетов по этой программе было довольно много. Отрабатывались отход от причального устройства и самолета, буксировка изделия на различных длинах троса, подтяг и причаливание. Иногда эта мишень была слишком игрива и очень плохо себя вела, иногда просто отрывалась. Пару раз её привозили на стабилизаторе. Помимо этого была еще и борьба с шумами, которые слышали микрофоны, и их надо было отделить от звука пролетающего снаряда. Сейчас это конечно вызывает улыбку, потому, что самый паршивый телефон обладает функцией подавления шумов, а тогда это была проблема.
Жарким летом семьдесят девятого года в одном из таких полетов предстояло записать эти шумы на различных скоростях, высотах и расстояниях мишени от самолета буксировщика. В воздухе была густая дымка, а по району Поволжья были грозовые облака. Отработав режимы на двух и трех тысячах метров, вынырнули из дымки на высоте четыре тысячи метров. Внизу какая-то хмарь, а выше и по горизонту красотища. Голубое небо, яркое солнце, вокруг белоснежные кудели кучевых облаков. Долго не пришлось любоваться этой красотой, наш самолет приближался к границе зоны полетов. Во второй кабине сидел инженер оператор Володя Гуваков. Крепко сложенный, добродушный, спокойный как сто китайцев, в его руках находилась вся система управления «подвеской». Немного решили подтянуть мишень к самолету и начать разворот в свою зону. Резко разворачиваться нельзя, так как на развороте натяжение троса ослабнет, мишень потеряет скорость и начнет падать. Потом трос снова натянется, но уже рывком (как кнут у пастуха) и мишень оторвется, как уже было. Аэродром находился слева сзади по этому, и первоначальное действие было логичным, разворот на точку влево. С небольшим пятнадцати градусным креном начал разворот. Но тут я посмотрел на мощную кучевку, и подумал, что с таким креном и большим радиусом очень близко подойду к облачности. Понимая, что за самолетом тянется длиннющий металлический «хвост», который собирает не только статическое электричество, но и является своего рода проводом, можно сделать короткое замыкание в воздухе. Поделился своим сомнением с напарником, и решили изменить сторону разворота на правый в сторону Йошкар-Олы. В той стороне кучевые облака гораздо дальше. Плавненько перекладываю крен из левого в правый, как вдруг вижу: - из облака, которому я изменил, по верхней границе дымки, в мою сторону рванулся зигзаг молнии. Мне показалось, что такой зигзаг рисуют на табличках с черепом, костями и молнией «Осторожно высокое напряжение». Первое движение молнии было вправо, потом влево, но уже ближе. Дальше я зажмурился и ощутил сильнейший удар по корпусу самолета. Открываю глаза, вроде все на месте, но что-то насторожило. Слева внизу какое-то слабое оранжево – желтое свечение. Я просто онемел! Над моей рукой, которая была в перчатке и лежала на РУДе, и чуть ниже рукоятки закрытия фонаря кабины, в нише, висел шар, чуть больше теннисного мяча неяркого оранжевого цвета и слегка искрился и подрагивал.

...


  • -0.03 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!