21 мая 2020 года на 98 году жизни скончался Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, ветеран Великой Отечественной войны, участник боевых действий в Корее Сергей Макарович Крамаренко. «Реактивный» ас, храбрый и самоотверженный товарищ, настоящий герой — всё это о нём.
Сергей Макарович Крамаренко был из плеяды пилотов, выпущенных из лётных школ в годы войны, начавших свой боевой путь в самое тяжёлое время. Он вспоминал:
«К боевым действиям мы были подготовлены плохо. Мы не умели самого главного — воевать. Вся наша подготовка заключалась только в умении произвести взлёт и посадку и кое-как пилотировать в зоне. У меня не было ни одного учебного воздушного боя и ни одной стрельбы ни по наземным, ни по воздушным целям. Короче говоря, я представлял собой летающую воздушную мишень, и мне предстояло доучиваться уже на фронте».
Крамаренко повезло — уже в действующей армии ему преподавали «науку побеждать» товарищи, имевшие боевой опыт. Особенно отмечал Сергей Макарович подполковника Льва Львовича Шестакова, прививавшего своим подчиненным тактику группового боя. Трудолюбие, искреннее желание стать лучше и упорные занятия помогли Крамаренко превратиться из «воздушной мишени» в боевого лётчика.
Фронтовой путь лётчика складывался непросто — немецкие пилоты были опытным и опасными противниками. Девятнадцатого марта 1944 года в воздушном бою Крамаренко был сбит, немцы взяли тяжелораненого пилота в плен, но к счастью, неволя длилась недолго — наступавшие войска РККА освободили его. Несмотря на последствия ожогов, ранений и перенесённого брюшного тифа, уже в мае 1944 года лётчик вернулся в строй.
Сергей Макарович Крамаренко
В небе Великой Отечественной войны Крамаренко выполнял нелёгкую и ответственную задачу ведомого. Хотя она и не сулила личных лавров пилоту, от его действий зависели успех и жизнь ведущего пары. Чаще всего Крамаренко летал в паре с Героем Советского Союза майором Куманичкиным; несколько раз довелось Сергею Макаровичу обеспечивать действия лучшего аса ВВС КА Ивана Кожедуба.
Товарищи отмечали храбрость и самоотверженность пилота — даже в самом последнем бою в небе над Германией, после того, как у Крамаренко закончились боеприпасы, он не раздумывая отогнал от своего ведущего немецкий истребитель угрозой таранного удара. За годы Великой Отечественной войны будущий «реактивный» ас записал себе на счёт две личные победы.
Евгений Башин-Разумовский
Эксперт по историческим вопросам
Насчёт побед, как часто бывает, есть некоторый разнобой, но в наградных документах можно найти не совсем обычную для истребителя деталь: Крамаренко недурно показал себя как штурмовик.
После окончания войны лётчик продолжил службу в советской авиации, пересел за штурвал реактивного самолёта, а в 1951 году вновь попал на войну, сражаясь со своими недавними союзниками — американскими лётчиками — в небе Кореи. Там он раскрыл свой потенциал аса: за 11 месяцев капитан Крамаренко совершил 104 боевых вылета, провёл 42 воздушных боя, одержал 13 личных побед, один раз сам был сбит.
Сергей Макарович Крамаренко в 2016 году
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года гвардии капитану Крамаренко присвоили звание Героя Советского Союза. Он был последним живым участником Корейской войны, заслужившим на ней высокое звание.
Ссылка