Статья от 13 февраля 2020
В Ташкенте не имеющих отношения к секретной информации отставников обвиняют в измене государству
Российско-узбекские отношения, как известно, находятся на подъеме. Узбекистан в этом году председательствует в Содружестве Независимых Государств. И, как и большинство республик бывшего СССР, готовится вместе с РФ встретить 75-летие Великой Победы, когда узбекские солдаты и офицеры вместе с российскими военнослужащими пройдут 9 мая торжественным маршем на военных парадах в Москве и Екатеринбурге. На этом фоне очень странными выглядят идущие из Узбекистана сообщения о том, что в стране начат закрытый судебный процесс над сотрудниками Службы национальной безопасности (СНБ) и Минобороны, которые «обвиняются в шпионаже в пользу России».
Сообщается, что начался «закрытый суд над бывшим директором Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана 61-летним политологом Рафиком Сайфулиным». Он в свое время служил в КГБ СССР. А после распада Советского Союза возглавлял в Узбекистане различные аналитические структуры. По словам источников радио «Озодлик», «Рафик Сайфулин был одним из приближенных экс-главы СНБ, некогда влиятельного генерала Рустама Иноятова. В своих аналитических статьях Сайфулин часто писал, что Узбекистану необходимо отдаляться от Запада и США и сближаться с Россией».
Другие фигуранты процесса – бывший начальник управления Объединенного штаба Вооруженных сил Узбекистана Акбар Ярбабаев и корреспондент газеты Минобороны Узбекистана «Ватанпарвар» («Патриот») подполковник в отставке Владимир Калошин. Источники «НГ» сообщают, что помимо них еще несколько военных привлечены к ответственности «за совершение преступления», предусмотренного ст. 157 (измена государству) УК Узбекистана. «Они обвиняются в деянии, умышленно совершенном в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности, безопасности, обороноспособности, экономике Узбекистана путем шпионажа, выдачи государственных секретов или иного оказания помощи иностранному государству или их представителям в проведении враждебной деятельности против Узбекистана».
Данные сообщения со ссылками на свои источники на днях опубликовали и некоторые западные СМИ. Никаких официальных комментариев и опровержений со стороны узбекской стороны пока не поступало. В соцсетях идет активное обсуждение подобных фактов, в том числе с участием родственников и близких людей, обвиняемых в шпионаже в пользу России. Узбекские источники сообщили «НГ», что «в госизмене обвиняются граждане, которые 10 и более лет уже на пенсии, не имеют допуска к государственным секретам и вообще не находятся на госслужбе». Я, к примеру, лично знаю подполковника Калошина. Он никакой не шпион, тем более российский. Калошин – гражданин Узбекистана. Его мама преподавала нам в школе № 181 биологию и химию. Мы с Владимиром учились в Ташкентском высшем общевойсковом командном училище имени В.И. Ленина (ТВОКУ). Он, как и я, был военкором газеты Туркестанского военного округа «Фрунзевец». Именно наследницей этой газеты является узбекское военное издание «Ватанпарвар». Уверен, что никакими секретами Калошин не обладал и использовал только открытую информацию. У него не было допуска к секретной документации.
В Узбекистане сильная военная цензура. Калошин – автор ряда очерков о становлении узбекской армии. За активное участие «в осуществлении духовно-просветительских и социальных реформ в стране, воспитании молодежи в духе верности родине» награжден медалью «Шухрат». Написал книгу «Нашей истории строки», посвященную вооруженным силам республики. Эта книга используется в учебном процессе не только на военных кафедрах Узбекистана, но и в России. В защиту военного журналиста выступили многочисленные общественные и правозащитные организации, в том числе Совет ветеранов и выпускников ТВОКУ, РОО «Узбекское содружество Москвы», ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих и т.д.
С просьбой подойти объективно к «делу Калошина» они обратились к президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву. Реакции – никакой. Более того, если сначала Калошина обвиняли по ст. 162 (разглашение государственных секретов), то потом вдруг вменили статью об измене. Если Узбекистан – стратегический партнер и друг РФ, как это сказал Владимир Путин, то не может быть Россия ему врагом. И не может быть в Узбекистане российских шпионов.
Представители Узбекистана являются активными участниками и организаторами инициированных Москвой Армейских международных игр и Международного военно-технического форума. В последние годы узбекистанцы участвовали на территории РФ в стратегических командно-штабных учениях, маневрах Сил специальных операций ВС РФ. Саперы из этой страны учились в Международном противоминном центре в подмосковном Нахабине. И десятки курсантов и офицеров армии Узбекистана сейчас постигают ратную науку в высших военно-учебных заведениях РФ. А совсем недавно в Новосибирске вместе с узбекскими командирами началась подготовка к антитеррористическим учениям «Мирная миссия – 2020», которые пройдут в августе на полигоне Юргинский Кемеровской области.
Но если две страны являются не просто близкими, а, как отмечают в Москве и Ташкенте, стратегическими союзниками, о каком шпионаже может идти речь? Может, просто кто-то в силовых структурах Узбекистана решил получить орден за раскрытие сети «иностранных агентов»?
СсылкаВ ТАШКЕНТЕ СУДЯТ «РУССКИХ ШПИОНОВ»
В Узбекистане начался суд над «русскими шпионами», утверждает телеграмм-канал
«На Востоке не все как кажется».Обвинение гласит: «Они обвиняются в деянии, умышленно совершенном в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности, безопасности, обороноспособности, экономике Узбекистана путем шпионажа, выдачи государственных секретов или иного оказания помощи России или её представителям в проведении враждебной деятельности против Узбекистана».Более забавного судебного процесса придумать невозможно. Поскольку в военной, научной и пр. сферах у двух стран даже «портянки одинаковые». А сказать, что Россия покушается на «территориальную неприкосновенность», вообще это ж придумать надо, комментирует канал.
Авторы указывают на «своевременность» судебного процесса. В узбекском обществе идут дискуссия по поводу вступления в ЕАЭС, о «Новой стратегии» США в Средней Азии, о китайско политике «Один пояс…» и прочее.
На скамье подсудимых около десяти сотрудников Службы государственной безопасности и Министерства обороны (один из них – начальник (или бывший начальник) управления Объединенного штаба Вооруженных Сил Узбекистана Акбар Ярбабаев. Он выпускник Качинской высшей школы летчиков, служит в ВС Узбекистана с начала 1990-х годов. В середине 2000-х годов был награжден орденом «Шон-Шараф».
Под ударом и Рафик Сайфулин, бывший директор Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана.
Обвиняемым грозит до 20 лет тюрьмы строгого режима.
Наблюдатели обратили внимание, что на вчерашнем приеме в российском посольстве не было, как обычно, высокопоставленных узбекских чиновников из МИДа, представителей парламента. Вполне возможно, это связано с процессом в Военном суде республики.
СсылкаОчень грустная история. Все аресты произошли примерно через неделю после визита Помпео в Узбекистан. Все арестованные выступали за углубление отношений Узбекистана с РФ. В связи с этим хочется узнать о позиции российского МИДа (где выступление или хоть какая-то реакция М. Захаровой) и типа российских средств массовой информации. По-моему российский МИД дискредитировал себя в Центральной Азии до такой степени, что его предложение выступить посредником в урегулировании недавнего спора между Таджикистаном и Киргизией с перестрелками на границе было сразу же отвергнуто этими двумя странами. Хотя. наверное, я могу догадываться об отношении деятелей из МИДа к этому региону: "Чего с этими чурками возиться?"