Спецслужбы
1,459,959 8,720
 

  Vediki977 ( Слушатель )
19 июн 2020 17:08:43

Человек, которого я знал лет пять, оказался предателем

новая дискуссия Статья  339

Дела давно минувших лет, а именно дело 1993 года побег полковника СВР Виктора Ощенко

В теннис со шпионом
Это может случиться с каждым. Особенно с работающим за границей. Случилось и со мною. Человек, которого я знал лет пять, оказался английским шпионом...
Неужели шпиона можно вычислить по некоему признаку жадности? Да, фигушки!

Даже среди выхоленных дипломатов нашего посольства в Париже он отличался особой элегантностью. Всегда в модном костюме, казалось, только что умелыми ручонками выглаженном. Ботинки, а не какие‑то, даже летом, сандалики, и обязательно до блеска начищенные. Спортивная фигура скрывала груз наваливающегося полтинника. Да и держал он себя в потрясающей форме, регулярно выкраивая время, несмотря на многотрудные (и никто даже не мог представить, насколько разнообразные) обязанности и на любимый теннис.
Игроком был классным. Уверенная подача, что редко бывает у любителей, легкие передвижения по корту. Удары не слишком сильные, зато обводящие, летящие точно в цель, им заранее намеченную. С таким «ватником», как я, ему и делать было нечего. Но он терпеливо встречал не равное ему по классу присутствие, и в знак джентльменства, как это принято у хороших игроков, с незаметной деликатностью позволял брать по гейму в сете, чтоб уж совсем не гвоздить позорным 0:6.
В нашей колонии он был не то что любим, но уж точно уважаем. Ни с кем ни панибратства, ни общих, что тоже сближает, пьянок. Ровные отношения, взвешенный взгляд на происходящие в СССР в эпоху слома перемены. Когда многие загранслужащие в знак вдруг проснувшегося протеста выходили из КПСС, вообще высказался за строгую партийную линию.

Он был образцовым семьянином. Жена, две дочери. Супруга работала. Причем не где‑нибудь, а тоже в посольстве. И, как говорили, на весьма ответственном и чувствительном участке, скрытом от посторонних глаз непроницаемой для прослушки и наблюдения специальными приспособлениями. Посольская школа гордилась его детьми. Блестяще училась старшая, то ли собираясь, то ли уже поступив и, конечно, в институт, где готовят таких же дипломатов, как ее отец. Жила в Москве.
Я не очень‑то верю работавшим под посольским прикрытием разведчикам, будто никто из коллег не подозревал о главной цели их пребывания в зарубежье. Некоторые догадывались, даже точно знали, что уважаемый дипломат, в 1970‑е годы отработавший в Великобритании, хорошо знавший английский, выполнял и несколько иные функции. В посольстве занимался с 1985 года политическими и научными проблемами, где слыл хорошим специалистом... Наверно, относительно понятно, кем был этот мой знакомец теннисист.
Июлем 1992‑го наступила пора его отъезда. Подошел, предложил обменяться телефонами. Почему‑то сообщил, что даже отправил домой свою машину, на которую копил все эти годы. Особо выделил: купил «Волгу». А тогда все стремились приобрести хоть что‑нибудь французское. По всем понятиям советского загранработника отправка машины обозначала, что загранке — конец, а сцена прощания близко‑близко.
Но она оказалась еще ближе, чем кто‑либо мог предположить. Наш коллега дипломат и теннисист пропал вместе с женой и младшей дочкой 14 лет. По всем законам жанра это произошло в выходные. Вроде бы собирались они с семьей поздним пятничным вечером то ли покататься на машине, то ли проехать на пароходике, чтоб полюбоваться напоследок замками Луары. В субботу и в воскресенье никто и в ус не дул. В понедельник в принципе тоже. Во вторник поднялось некое беспокойство. Официально осведомились у парижских полицейских, не знают ли о местонахождении дипломата. Затем обратились во французский МИД. И везде, вроде бы искренне, ответили, что понятия не имеют. Начались поиски, и в один совсем не прекрасный день его «Рено» с нашим дипномером полиция обнаружила на мосту или в недалеком от города аэропорту «Орли». Погиб? Может, утонул? Провокация чужих спецслужб?
Все было проще. Полковник Виктор Ощенко, так звали шпиона, сбежал. Тут кое‑что многим припомнилось. Ведь работал в посольстве в Великобритании вместе с точно установленным еще в 1985 году предателем Олегом Гордиевским. Может, этот подлец и завербовал Виктора в Англии? Или наоборот? Но сколько ж лет прошло и какой вред оба могли нанести.
И нанесли. Стали понятны некоторые неудачи коллег Ощенко по неафишируемой работе. А кое‑кому из французских ученых среднего звена были предъявлены обвинения, для некоторых закончившиеся гуманно‑короткой посадкой. Это дело не получило широкой огласки. 1992 год — большой рассып огромной страны. Столько всего свалилось, не до предателя было.
Якобы еще в тот июльский уик‑энд Ощенко перебрался на туманный Альбион. Англичане это признали в августе. Российская сторона испросила разрешения у Форин‑офиса на встречу с экс‑дипломатом. Тот наотрез отказался. Говорить со «своими» было ему не о чем. А чтобы содержали его в Англии как следует, выступил вместе с Олегом Гордиевским на суде, где подтвердил, что завербованные советской разведкой (возможно и им самим) английские ученые работали на СССР в 1970‑е — во время его пребывания в Лондоне. А не брали их, несложно догадаться, чтобы не светить Виктора Ощенко. Сбежал из Франции, и пару научных работников тем же августом арестовали.
Никогда бы не поверил, что такой со всех сторон правильный и никак судьбой не обиженный парень записался в предатели. Ну ни малейшего подозрения. А что, другие типа того же Пеньковского или Гордиевского публично подавали какие‑то знаки — сейчас сбегу?
Долго ломал голову, как это никто и ничего не замечал. И припомнилась мне лишь одна теннисная штучка, засевшая в памяти. Этот теннисист на каждом турнире «Ролан Гаррос» просил меня покупать ему мячики. Отыграют великие игроки сколько‑то геймов, и судьи меняют мячи, чтобы лучше отскакивали. А мячи, почти новенькие, потом продают публике за гроши. Некоторые скряжничали, экономили на спичках.
Неужели шпиона можно вычислить по некоему признаку жадности? Да, фигушки!

Ссылка
Отредактировано: Vediki977 - 19 июн 2020 17:12:48
  • +0.29 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Vediki977 ( Слушатель )
19 июн 2020 17:11:08

Побег в Великобританию полковника СВР Виктора Ощенко

24 июля бежал в Великобританию советник посольства России во Франции, полковник внешней разведки Виктор Ощенко.  В 10 часов вечера Ощенко с женой и 14-летней дочерью  прогуливались недалеко от посольства.

В субботу и воскресенье  семейство планировало прокатиться по долине Луары и полюбоваться старинными замками на западе Франции. Поэтому в воскресенье, 26 июля, когда в посольство в Париже позвонила из Санкт-Петербурга 19-летняя старшая дочь Ощенко,  беспокоившаяся о судьбе "Волги", которую отец приобрел незадолго до предполагавшегося возвращения домой, его отсутствие не вызвало никаких вопросов. Коллеги ждали Ощенко до вторника, после чего сообщили о его исчезновении в  полицию, а затем МИД Франции. А неделю спустя, 5 августа, французские сыщики вышли на след: "рено" с российскими дипломатическими номерами стоял в парижском аэропорту Орли. К этому моменту Ощенко с семьей был уже в Великобритании и, по заявлению британского Foreign Office, наотрез отказался от встреч с российским консулом.
13 августа Служба внешней разведки России сделала официальное заявление о том, что ее бывший сотрудник и советник российского посольства во Франции Виктор Ощенко находится в Великобритании. По мнению экспертов, косвенные данные свидетельствуют о том, что Ощенко был двойным агентом и занимался во Франции промышленным шпионажем в пользу Москвы и Лондона.
Виктор Ощенко, 52 года, кадровый сотрудник КГБ, а затем Службы внешней разведки России, специалист по промышленному шпионажу. С 1985 года работал в советском посольстве во Франции сначала секретарем, а затем советником. Занимался вопросами внутренней и экономической политики Франции. 8 августа 1992 года должен был сложить полномочия в связи с сокращением штата посольства. По некоторым данным, он долгое  время работал на MI-6.
8 августа английскими спецслужбами были арестованы супруги Майкл и Памела Смит, которых обвинили в "связях с КГБ" и промышленном шпионаже против компании British Aerospace, занимающейся секретными  аэрокосмическими проектами. Кроме того, Ощенко выдал англичанам бывшего французского физика Франсиса Темпервиля, бывшего сотрудника Комиссариата по атомной энергии (СЕА), завербованного КГБ в 1988 году. Те по-соседски поделились информацией со своими французскими коллегами из DST, которые немедленно арестовали Темпервиля.


Арест агента КГБ Майкла Смита, сотрудника GEC Marconi

8 августа английскими спецслужбами были арестованы супруги Майкл и Памела Смит, которых обвинили в "связях с КГБ" и промышленном шпионаже против компании British Aerospace, занимающейся секретными аэрокосмическими проектами. Майкл стал первой жертвой ушедшего в Великобританию полковника СВР Виктора Ощенко.
45-летний инженер Майкл Смит в молодости был коммунистическим активистом и 20 лет назад его завербовал офицер КГБ Виктор Ощенко, работавший под дипломатическим прикрытием в советском посольстве в Лондоне в 1972-79 году. Ощенко приказал Смиту прекратить посещать коммунистические собрания и жениться, чтобы не привлекать к себе внимания.
18 ноября 1993 года жюри лондонского суда Олд Бейли признало Макйла Смита виновным в шпионаже в пользу СССР. Он был осужден на 25 лет тюремного заключения. Смит обвинялся в продаже военных секретов Комитету государственной безопасности СССР в период, когда он работал в секретном военном учреждении - исследовательском центре Хирота. Смит скрывал свое коммунистическое прошлое при поступлении на работу, но когда оно стало известно, он потерял допуск и был переведен в медицинский отдел фирмы. На суде Смит сначала не считал себя виновным в том, что был "агентом КГБ" на протяжении 20 лет, но под неопровержимыми уликами признался, что получил от КГБ 19 тыс. фунтов стерлингов. 2 тыс. фунтов стерлингов у него было найдено в спальне при аресте. Смит признал, что "он занимался промышленным шпионажем".
Жюри совещалось более 10 часов и единогласно вынесло вердикт «виновен» сначала по двум из четырех пунктов обвинения. Майкл Смит признан виновным в «передаче документов и информации в период между 1 января 1991 года по 1 мая 1992 года» и «в сборе секретных материалов в период между 30 апреля 1992 года по 8 августа 1992 года», то есть по день ареста Смита сотрудниками Скотланд Ярда. На этом процессе на стороне обвинения дал показания бывший полковник внешней разведки Виктор Ощенко.
Благодаря Ощенко, французская контрразведка также разоблачила целый шпионский центр во Франции, во главе которого стоял физик Франсис Темпервиль.

Арест Темпервиля по наводке Ощенко

В августе 1992 года сбежавший в Великобританию Виктор Ощенко выдал англичанам бывшего французского физика Франсиса Темпервиля, бывшего сотрудника Комиссариата по атомной энергии (СЕА), работавшего на СВР.
В 1987 году молодой доктор ядерной физики Темпервиль, дававший частные уроки, познакомился с неким "англичанином" по имени Серж. Новый знакомый проявлял интерес к физике и начал брать уроки у Темпервиля, в ту пору работника Национального института науки и ядерной физики (INSTN). Знакомый стал другом, его интерес к науке явно усиливался, и за небольшую плату - 2-4 тыс. франков - ученый стал приносить пытливому ученику интересующие его документы из своего института. Загадочным "английским другом" был офицер КГБ Сергей Жмырев, второй секретарь посольства СССР.
Вскоре Темпервиль, как человек вне всяких подозрений, перешел в Управление по военным разработкам СЕА. Это особо секретное заведение, окруженное забором с колючей проволокой, готовило ядерные испытания на атолле Муруроа (Тихий океан), а потом анализировало их результаты. В итоге благодаря помощи услужливого француза в руках советской разведки оказались все секретные отчеты о ядерных испытаниях на Муруроа 1970-78 и 1989-91 годов - Темпервиль выносил документы целыми сумками, предварительно отксерокопировав их на работе. Вынеся документы из своего учреждения, ученый-простачок превращался в шпиона. Секретные бумаги он клал в пакет с мусором и этот пакет оставлял рядом с мусорным баком в условленном месте. Сигналом того, что "товар прибыл", служила брошенная неподалеку корка от апельсина. Темпервилю оставалось только вернуться через полчаса, чтобы убедиться в том, что "товар принят". О чем неизменно свидетельствовала лежащая вместо сумки пачка от сигарет Dunhill.
Когда руководство СЕА в конце концов обнаружило, что виновником исчезновения многих документов является Темпервиль, ему было предложено... уйти с работы. Что тот вскоре и сделал.
В сентябре 1991 года "англичанин" Серж познакомил Темпервиля со своим преемником, "шведом" с французским именем Рене. Естественно, он тоже был офицером КГБ и официально работал третьим секретарем представительства СССР при ЮНЕСКО, настоящее имя "шведа" - Валентин Макаров. Ему Темпервиль недорого (по 1000 франков) продавал оставшиеся секретные документы. Кто знает; сколько бы еще продолжался этот бизнес, только в августе 1992 г. попросивший политического убежища полковник СВР Виктор Ощенко выдал бывшего физика англичанам. Те по-соседски поделились информацией со своими французскими коллегами из DST, которые немедленно арестовали Темпервиля.
Следствие по делу 40-летнего Темпервиля продолжалось пять лет, и все это время он провел в парижской тюрьме Sante. В октябре 1997 года Парижский суд приговорил Франсиса Темпервиля к 9 годам тюрьмы за шпионаж в пользу СССР и России.
По словам представителей DST, они располагают данными о том, что Темпервиль получил от КГБ-СВР гонораров на 2 млн. франков, хотя доказательства этого в деле отсутствуют. Подсудимый настаивает на том, что получил за все годы лишь 160 тыс. франков. Его адвокаты утверждают: их подопечный не руководствовался никакими политическими мотивами, а деньги ему были нужны для создания собственной научной школы. Суд, как явствует из приговора, с доводами защиты согласился лишь частично и приговорил Франсиса Темпервиля к 9 годам заключения вместо 15, на которых настаивал прокурор.
10 января 1998 года Франсис Тампервиль вышел на свободу. Тампервиль провел в тюрьме практически весь полагающийся ему срок, который был несколько сокращен по представлению тюремной администрации, отметившей "примерное поведение" заключенного.

Ссылка
  • +0.28 / 8
  • АУ