Обсуждение космических программ
8,792,365 39,579
 

  Slav Rus ( Слушатель )
05 июл 2020 13:51:24

Rocket Lab не смогла вывести спутники на орбиту

новая дискуссия Новость  679

Москва. 5 июля. INTERFAX.RU - Миссия Pics Or It Didn't Happen по доставке на орбиту семи малых космических спутников с помощью ракеты Electron провалилась, сообщила американская частная компания-разработчик носителя Rocket Lab.

Запуск двухступенчатой ракеты Electron с миссией, получившей название Pics Or It Didn't Happen, был осуществлен со стартовой площадки компании Rocket Lab на полуострове Махия в Новой Зеландии 21:19 UTC в субботу (00:19 воскресенья по Москве)., 
однако на четвертой минуте полета возникли проблемы. В результате никто не пострадал, стартовой площадка также не был нанесен ущерб. В настоящее время причины нештатной ситуации устанавливаются.

В компании отмечают, что неудаче предшествовали 11 успешных запусков подряд, а в производстве сейчас находятся еще восемь ракет Electron, что позволяет быстро возобновить работу по выводу спутников на орбиту.

В числу спутников - CE-SAT-IB компании Canon Electronics Inc, предназначенный для тестирования технологии получения изображений Земли с помощью широкоугольных камер высокого разрешения, пять аппаратов SuperDove дистанционного зондирования земли с новыми системами для обеспечения более высокого качества изображения, а также спутник Faraday-1 6U британской компании In-Space Missions.

Ракета Electron аэрокосмической компании Rocket Lab может выводить на низкую опорную орбиту до 250 кг груза. Стоимость пуска ракеты составляет от 4,9 до 6,6 млн долл., что чрезвычайно мало по сравнению со стартом ракет среднего и тяжелого классов. Таким образом, Rocket Lab стремится произвести революцию на рынке ракетно-космических услуг.
Rocket Lab

https://www.interfax.ru/world/715970
Отредактировано: Slav Rus - 05 июл 2020 13:55:44
  • +0.22 / 14
  • АУ
ОТВЕТЫ (17)
 
 
  aspb ( Слушатель )
05 июл 2020 14:03:53

Двигатели 1-й и 2-й ступени собственного производства Rocket Lab. Основные детали (камера, трубопроводы, форсуночная головка) создаются способом 3D-печати.
  • +0.11 / 5
  • АУ
 
 
  basilevs ( Слушатель )
05 июл 2020 14:34:08

Интересно, до какого размера можно масштабировать их удачное решение с электронасосами? Отсутствие сложного и дорогого в производстве ТНА - удачное решение для таких микроракет.
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
  Alexxey ( Слушатель )
05 июл 2020 17:38:16

Возможно это просто совпадение, но потеря связи с ракетой произошла как раз примерно в тот момент, когда должен был произойти плановый сброс опустошённых батареек и переключение на свежие. Даже в размере "Электрона" электропитание такого ТНА имеет внушительный вес, раз имеет смысл такая операция.
  • +0.12 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
05 июл 2020 19:15:13

Пишут, что проблема возникла на 4-й минуте ( 2-я ступень уже отделилась), а 2 аккумуляторные сборки 2-й ступени сбрасывают на 7-й минуте. То есть, как вариант, беда случилась во время запуска двигателя 2-й ступени.
  • +0.09 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  Alexxey ( Слушатель )
05 июл 2020 20:26:32

Разделение ступеней было в Т+02:40, видео зависло и высота стала падать где-то в 5:40-6:00. 2-я ступень работала уже около 3-х минут. Смена батареек, судя по видео предыдущего запуска — да, должно было быть немного позже, в 6:30 примерно.
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
05 июл 2020 21:01:05


Electron Heavy
Это конечно шутка, но почему бы и нет ?
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
05 июл 2020 21:18:09

ИМХО, "сложный и дорогой", это не столько потому, что его вращает газовая турбина, а потому, что качать нужно керосин и жыткий кислорот, конскими объёмами, а там кавитаццыя и всё такое. Т.е. "сложность и дороговизна" никуда не уходят. А турбины у нас не брезгуют ставить в крылатые рокеты, например. Там они одноразовый расходник. Вот сделать систему питания автономную, для турбины, это да. Минус куча трубопроводов, арматуры и всего такого. Всё-таки удельная энергоёмкость химического топлива кроет энергоёмкость аккумуляторов, как бык овцу. Но тут считать надо. Тем, кто умеет, конечно.
  • +0.21 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
06 июл 2020 00:07:20

Каг бэ - в Электроне именно их, керосин и LOX и качают, родимых. Ну, не конских объёмах, но тоже прилично, пропорционально тяге двигателей.

Основая сложность, ИМХО - она таки в газовой турбине. Нужно, чтобы несмотря на все вибрации и перегрузки подача топлива в форсунки самой турбины была бы стабильной. Нужно, чтобы лопатки были бы из жаропрочных материалов. Нужно обеспечивать охлаждение этих самых лопаток - уж не знаю, используются ли в ТНА РД-170/180/190 пустотелые лопатки или нет, но там по любому это всё очень непросто. Зазоры и т.д. и т.п. - непростая это хреновина.

Электродвигатель той же мощности на порядки (много порядков) проще и дешевле. Охлаждать его можно тем же самым топливом, которое он сам и качает. Понятно, что вместе с батарейками он тяжелее, чем ТНА+керосин+кислород, но Электроном на практике подтверждено - схема рабочая.

PS: ЕМНИП, на Фау и впоследствии на Р-7 ТНА на перекиси по причине как раз сложности изготовления нормальной "горячей" части газовой турбины, что в 1940-х было проблемой. Турбина газовая при этом тоже есть - но температуры там очень щадащие по сравнению с "горячей", да и возни с форсунками такой нет. Родственница турбины Вальтера "холодного" цикла, кстати.
  • +0.14 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
06 июл 2020 00:54:59

Опять-же ИМХО, в газовой турбине нет никаких сложностей. Такие турбины делаются сотнями, а, мобуть, и тыщщами. Время гарантированной работы у них, часы(если смотреть на движки для КР). В 40-50е с турбинами были сложности. Сейчас-то чего? В 40-50е и таких электродвигателей не сделали бы, не говоря о аккумуляторах. А вот турбину, что качает жыткий кислорот с керосином, тут проблем полон рот. Но, ессно, они тоже давно решены. Ессно, будет граница производительности, когда электромотор с аккумулятором будет оптимален, по сравнению с турбиной, но на упрощение конструкции можно пойти, разменяв её на эффективность, если есть запас, что, походу и сделано.
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
06 июл 2020 12:43:54


Сколько стоит двигатель КР - не знаю, а вот про авиационные двигатели такая информация есть. И стоят они просто до хрена. Далеко не самый мощный Sam 146 стоит почти $3M. А что-то более солидное, типа R&R Trent 900 - $25M за штуку без обслуживания, или $42M "with support". Даже если считать голый двигатель по $25M - вот два таких движка и опаньки, стоимость космической ракеты носителя среднего класса.

Надо смотреть по мощности ТНА, сколько там в них дури, с какими авиационными турбинами их сравнивать можно. Если верить вот этому - https://ru.qwe.wiki/wiki/RD-170 - то мощность ТНА РД-170 равна 192 МВт. Это чуть больше, чем до хрена.

Так что турбина - это дорого, очень дорого.
  • +0.23 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
06 июл 2020 13:41:59

 
ТНА РД-170 не показатель ... двигатели с дожиганием потребуют такой батарейки ... шо хрен от стола оторвутся ...
 
192 МВт * 150 секунд / 3600 секунд = 8 000 кВтч * 5 кг/кВтч = 40 тонн
 
а топлива для привода турбины нужно примерно ...
 
8000 кВтч / 0,79 кпд турбины = 10100 кВтч = 36360 Мдж / 43 МДж/кг = 845 кг керосина * 2,8 = 2400 кг кислорода ... сумма-сумарум будет 3200 кг топлива округлим до 3,5-4 тонн ... разница на порядок ...
  • +0.21 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
06 июл 2020 14:04:50


Так вроде при "работе от батарейки" и дожигание не нужно. Так как нечего дожигать - ТНА то нету как такового. Тоже упрощение, кстати.
  • +0.13 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
06 июл 2020 15:00:22

 
мой пост был прикидкой на пяльцах так сказать ... на основе уже летающих двигателей ...
 
а так да, вы правы ... при наличии электропривода дожигание генераторного газа после турбины не требуется ...
 
но там есть еще масса плюшек ... связанных с подачей одного или обоих газообразных компонентов в камеру сгорания ... повышение тяги и импульса ... давайте заменим термин "дожигание" на термин "газификация" ... требует существенно более высоких давлений на выходе из насосов ... и соответственно мощности и затрат энергии ... привода ... буде электрический или турбо ... даже если от этого мощность турбины снизится ...
 
можно прикинуть ... если давление в камере 250 бар ... с учетом потерь в рубашке охлаждения и на газификации ... на выходе из насоса нам нужно уже не 500 бар, а примерно 300+ ... зависимость линейная ... т.е. не 40 тонн батареек, а 25 ...
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
06 июл 2020 15:11:13

Ну вы читайте обо што речь идёт. А речь идёт об Электроне, с его электромотором на ТНА и бабарейками. А вы нам про расход 4т/сек или скока у него там.
  • +0.00 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
06 июл 2020 15:35:55

Ну вот мне и интересно - нельзя ли растянуть такой "электрический" подход хотя бы до нормального лёгкого класса (типа Ангары-1). Ибо дёшево. А снижение % ПН в стартовой массе вполне может компенсироваться удешевлением изготовления РН и предстартовой подготовки. Ну или же батарейки по весу станут такими тяжёлыми, что ничего на орбиту эта ракета уже не утащит.

Вот это хочется понять. Электрон - вот по настоящему интересная ракета, а не Falcon.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
06 июл 2020 19:52:36

Электропривод, пока, имеет смысл в узком диапазоне размерностей. В маленьких ракетах он может дать некоторый (небольшой) выигрыш в весовом совершенстве. При большИх размерах он безнадежно проигрывает всем остальным традиционным вариантам.
  • +0.30 / 17
  • АУ
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
05 июл 2020 22:07:40

 
в принципе ... если без фанатизма ... в смысле без дожигания ... то можно вполне масштабировать на любой размер ... 
 
я прикинул для рд-107 ... 3,8 МВт мощность турбины *140 секунд / 3600 секунд = 150 кВтч * 5  кг/кВтч = 750 кг батарейка ... 
 
если сделать в современном исполнении насосы, форсунки, каналы охлаждения ... можно попытаться скинуть процентов 15-20 ... минимум 600 кг на батарейку ...
 
если мне не изменят мой склероз, перекиси там на борту что-то около 1,5 тонн ... на каждый двигатель ... первой ступени ...
  • +0.12 / 6
  • АУ