БПЛА
1,172,539 4,369
 

  ilves ( Слушатель )
20 сен 2009 17:44:36

Тред №148042

новая дискуссия Дискуссия  203

Я моделист, сам интересуюсь темой автопилотов.
Считаю, что поставленная задача-хорошая проверка на "вшивость" нашей хваленой смекалки.

Для начала о том, что знаю сам, потому-что летаю на модели с ФПВ(ферст персон видео) сходного размера:).
Мини-БПЛА со временем полета десятки минут(дальность полета в десятки километров) могут иметь размер от 1 метра, нести нарузку в несколько сот грамм, куда легко войдет автопилот и воидео-аппаратура. Грамотная конструкция устойчива к порывам ветра, турбулентности. Максимальная скорость вряд-ли намного больше 100 км/ч, крейсерская скорее всего 50-80 км/ч. Скорее всего для серийных стеклопластиковых технологий(это дает прочность, но и вес) и несения на борту более-менее качественной оптики нужен самолетик от 1,5 м, площадь крыла 30-60 дм**2, вес от 2-3 кг. Хотя возможен и полностью пенопластовый, тогда будет полегче. Собственно снизу размеры модели сильно поджимает аэродинамика, уровень технологий.
Для более-менее качественного вида поверхности с высоты хотя-бы метров 200 нужна оптика на уровне хорошей мыльницы.
Вобщем чем меньше самолет-меньше полезный вес-хуже аппаратура-меньше высота, дальность полета.
Из металла в моделе только моторчик размером около 5 см, аккумуляторы Ли-по размерами около 10-15 см, несколько проводков. Аппаратура автопилота и наблюдения скорее всего суммарно, как я упомянал, размером с мыльницу. Остальное-пластик, пенопласт.

Аппаратура управления легко может по прямой видимости достигать километров 10 и более, думаю нарастить мощности и грамотные антенны поставить для военных не проблема.
Автопилот скорее всего включается вручную и автоматически и имеет в составе пиродатчики для удержания горизонта, приемник ГПС для получения координат и полета по маршруту и, скорее всего, на самый крайний случай, качественные гироскопы или магнитометры какие-нибудь для аварийного вывода модели по фиксированному курсу в сторону страны-оператора:), т.е. ухода из зоны полного радио-подавления. Это подтверждает Равиль-глушить пробовали, модель уходит к границе.
Отсюда- я бы сильно не надеялся на глушение. Сорвать задачу можно-нанести ущерб-нет.
Можно применить ЭМИ, получим сильные наводки на провода сервомеханизмов управляющих плоскостей. Однако грамотные моделисты ставят в любые длинные цепи фильтры на ферр. кольцах от помех. Военные могут еще хитрее извратиться.
Поэтому насколько мощным и длительным должен быть импульс для необратимой потери управления-вопрос. Точнее длительность примерно известна-несколько секунд.
Можно попытаться забивать датчики горизонта(дымом), но это тоже нужны большие длительности(области) воздействия

Применять "воздушный бой" сходным самолетом считаю неэффективным. Точнее для разовых задач-типа сбить для изучения-можно постараться, применять везде и постоянно-сложно, дорого.
Как уже отмечали-это задача из серии как за копейки сбить модель на рубль. Средство должно быть простым, дешевым, не требующим НИОКР на пару лет и миллиардов:), применения специфической, новой техники. Из предложенного пожалуй только "дробовые" заряды для зенитной артилерии подойдут. Снаряды стандартных калибров 20-30... мм, для распространенных установок.  Скорее всего элементы нужны будут разного размера, для разной высоты. Наведение скорее всего глазом.
Тяжелая техника не пойдет, время реакции должно быть малым. Много пулеметов-тоже плохо, будет очень большой расход боеприпасов. Нужно увеличение кол-ва поражающих элементов в сотни раз, можно прикинуть по площади БПЛА.
Одиночный мощный боеприпас (взрыв)-проблема с опредеделением и оперативной установкой расстояния подрыва.
Подавлять силовым методом оператора-не совсем правильно. Может это грузинский моделист просто развлекается:). Хотя  не мне судить, но я бы не стал в мирное время. Надо научиться дешево сбивать.

В принципе все это уже мелькало в теме, просто немного обобщил.
Отредактировано: ilves - 20 сен 2009 17:46:22
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Kaj ( Слушатель )
20 сен 2009 19:44:44


Если после подавления радиоканала БЛА уходит в сторону границы, то вероятно есть аварийная система навигации по радиомаяку (радиомаякам), которая тоже может быть выявлена и подавлена средствами РЭБ или не удалось подавить GPS (кроме открытого C/A кода в диапазоне L1, который обычно давят разнообразные портативные джаммеры, в АП СРНС "Navstar" для точной навигации используется P(Y) код в диапазонах L1 и L2, про необходимость подавления которого часто забывают).

Достоинства средств РЭБ:
1. Ничего нового не надо создавать, отрабатывается только новая тактика применения существующих средств. Как бы "учения" для РЭБовцев.
2. Высокая скрытность, при соблюдении всех требований РС и ПД ТСР, потенциальный партнер даже не догадается в чем дело. Еще производителю рекламации на "плохие" БЛА будет слать.
3. Низкая стоимость применения, не нужны расходуемые средства, затраты только "на бензин".
4. Высокая безопасность применения. Вы себе представьте, что будет, если кто-нибудь пострадает из-за применения нештатных боеприпасов.
5. Потенциальная возможность получить почти целый БЛА для изучения.
6. Можно спокойно пробовать и экспериментировать до получения положительного результата.
7. Положительный результат может "закрыть" данное направление военной техники (малоразмерных БЛА).

Боеприпасы ЭМИ такой девайс убьют сразу, только они одноразовые и недешевые, а тут весь вопрос в цене. К тому же, получим хорошо прожаренную тушку, а желательно посмотреть, что там внутри.
  • -0.23 / 1
  • АУ
 
 
  ilves ( Слушатель )
20 сен 2009 20:13:56
Кстати, это не такая-уж локальная проблема мирного времени.
Если во время боевых действий у нас развязаны руки в применениии разных мощных средств уничтожения, но зато больше трудностей в оперативном нахождении оператора или наблюдателя. Тут скорее глушить надо будет. Впрочем, думаю, в военное время ценность таких малых БПЛА будет меньше и применять их будет мало смысла.
В любом случае дешевое, общедоступное средство поражения таких аппаратов пригодится всегда.



Kaj, про радиомаяки. Этот вариант тоже возможен, но я имел в виду, что система может иметь полностью автономные средства определения аварийного курса(хотя-бы ориентировочного). Например хороший гироскоп. Достаточно пары минут удержания правильного курса "домой" и из зоны действия РЭБ он пожалуй улетит.
Но это конечно при грамотном проектировании.


Еще раз, основные трудности борьбы с этими мини-БПЛА-они малы, малошумны. Реально его рассмотреть, (если знать куда смотреть) где-то с 1 километра, ну даже если ждешь с биноклем-1,5-2 км, а это около минута подлета. Слышно его где-то метров на 300 в тишине. Еще минута-и он скрылся, а в целом он на нашей территории-10-15 мин.
  • +0.00 / 0
  • АУ