АВИАЦИЯ и иные...
13,553,745 34,244
 

  osankin ( Слушатель )
22 июл 2020 14:03:04

Выдержки из книги Андрея Харука по некоторым вопросам, обсуждавшимся выше

новая дискуссия Дискуссия  162

Андрей Иванович Харук   «Яки» против «мессеров» Кто кого?

Цитата...
Истребители Яковлева и Мессершмитта создавались в совершенно разных условиях. Германские конструкторы располагали значительно большим временем для отработки конструкции. Также они могли рассчитывать на передовую сырьевую и технологическую базы авиапромышленности Третьего рейха, надежные и мощные двигатели, современное оборудование. Яковлев же (равно как и другие советские конструкторы, «озадаченные» истребительной тематикой в 1939 г.) был поставлен в крайне трудные условия: сжатые сроки создания, технологическая отсталость промышленности (низкое качество и низкая культура обработки конструкционных металлов, дефицит алюминия, нехватка современного оборудования на предприятиях), отсутствие достаточно мощных и надежных двигателей. В итоге пришлось выбирать приоритеты, поскольку создать «гармоничный» истребитель при имеющихся ограничениях не представлялось возможным. Основное внимание было уделено горизонтальной маневренности – по этому показателю «яки» действительно были выдающимися. Но вот по маневренности вертикальной, по скорости и скороподъемности они уступали Bf 109. Показательными являются слова известного аса, дважды Героя Советского Союза А.В. Ворожейкина, наблюдавшего бои летчиков 728-го ИАП на Як-9Д в 1945 г.: «В мертвой хватке крутятся «яки» с «фоккерами». Самолеты противника на вертикалях лучше наших… На глаза попались истребители противника. Они окружили один «як» и вот-вот прикончат его. Используя свое единственное преимущество – виражи, тот отчаянно крутится, делая хитрые выкрутасы…» То есть в конце войны самый массовый советский истребитель обладал единственным преимуществом перед немецкими машинами – горизонтальной маневренностью. Попытка ликвидировать отставание в скорости и скороподъемности привела к созданию предельно облегченного истребителя Як-3, малопригодного для решения задач иных, чем действия по вызову (ввиду малой продолжительности полета).

Чтобы добиться аналогичных результатов, советским пилотам и наземному персоналу приходилось прилагать гораздо больше усилий, чем их визави из Люфтваффе. Это отражалось и на интенсивности боевого применения: если в периоды наиболее напряженных боев опытные пилоты «ягдваффе» могли вылетать на задание до семи раз в день, то советские летчики-истребители – максимум два-три раза. В итоге для решения сходных по объему задач «яков» требовалось гораздо больше, чем «мессершмиттов». Обладая значительно меньшими людскими ресурсами, немцы постарались добиться максимально возможной эффективности каждого из своих сравнительно немногочисленных самолетов и летчиков. В общей сложности до окончания Великой Отечественной войны построили примерно 34 700 истребителей «як», из них примерно 8700 Як-1, 6400 Як-7, около 14 600 Як-9, более 4100 Як-3 и около 900 учебных Як-7УТИ и Як-7В. Bf 109 выпустили примерно столько же – порядка 33 000. Правда, примерно 1000 из них, относившихся к ранним модификациям Bf 109B/C/D, к началу Второй мировой войны были уже сняты с вооружения частей первой линии. Следует также учитывать, что Люфтваффе действовали одновременно на нескольких фронтах – помимо советско-германского фронта, части «мессершмиттов» постоянно находились в Северной Африке и Средиземноморье, а также на побережье Ла-Манша. К тому же с 1943 г. все больше «сто девятых» приходилось направлять в систему ПВО рейха, а с лета 1944 г. – на Западный фронт. «Яки» же практически все использовались на советско-германском фронте.

Так какой же истребитель лучше – «мессершмитт» или «як»? Есть мнение, что лучшим является тот самолет, в кабине которого сидит лучший летчик. Именно он реализует в бою летно-технические характеристики, заложенные в истребителе. Чем выше его профессиональное мастерство, тем больше шансов при прочих равных условиях одержать победу. Однако даже первоклассный летчик тем лучше реализует возможности самолета, чем совершеннее его оборудование. А в этом отношении, увы, «яки» уступали «сто девятым». И победы, одержанные в воздушных боях, доставались советским пилотам куда как труднее…
  • -0.30 / 20
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  sssccc ( Слушатель )
22 июл 2020 18:58:32

Это понятно. Тут весь цимес как обьяснить очевидные факты нашим верующим "оптимистам". Они же не слушают. У них ведь клоуны из "люфтваффе" уже в 42-43-м были "разгромлены" Незнающий 
  • -0.67 / 21
  • АУ
 
 
  osankin ( Слушатель )
22 июл 2020 21:28:41

К слову, оттуда же:
ЦитатаКурская битва
...
Валовое производство авиатехники в СССР сопровождалось таким же масштабным «валовым выпуском» летных кадров. И так же, как в случае с самолетами, качество молодого пополнения авиачастей оставляло желать лучшего. Налет многих молодых летчиков на боевых самолетах не превышал 15-20 часов, иногда составляя всего 5-8 часов, что было меньше даже самого минимального уровня.
Как следствие – первые бои вновь сформированных соединений приносили самые большие потери, беспощадно выкашивая именно эту необстрелянную молодежь. К тому же низкий уровень подготовки рядовых пилотов зачастую усугублялся недостаточной командирской подготовкой командиров эскадрилий и полков.
В противовес непростой кадровой ситуации, сложившейся в ВВС Красной армии, в Люфтваффе подготовка молодого пополнения оставалась на прежнем высоком уровне. Летчик-истребитель во время обучения в летной школе проводил в воздухе как минимум 200 часов, из них 20% – на самолете-истребителе. Да и в бой молодые пилоты «ягдваффе» вводились весьма осторожно – первое время они редко ввязывались в схватку, находясь в стороне и наблюдая за действиями своих старших товарищей. Развитию инициативы и необходимых навыков у молодежи способствовали и полеты с опытными «экспертами» на «свободную охоту». И, несмотря на то что в некоторых истребительных частях накануне Курской битвы насчитывалось до 40% молодых авиаторов, окончивших подготовку осенью прошлого года, уровень летной и тактической подготовки немецкого пополнения оставался выше, чем советского, а условия ввода в бой, благодаря применяемой тактике, были более щадящими. Этому способствовал и сохранившийся костяк опытных пилотов, задававших тон боевой работе и помогавших молодежи адаптироваться в фронтовом небе.
Таким образом, накануне Курского сражения обе противоборствующие стороны готовы были бросить в бой огромные воздушные армады, примерно равные по боевому потенциалу: существенному количественному превосходству ВВС Красной армии Люфтваффе могли противопоставить лучшее качество техники и летного состава, подготовленных к интенсивной боевой работе.
  • -0.50 / 19
  • АУ
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
22 июл 2020 21:53:49

На этой ветке, уже на пальцах объясняли что 200 часов налёта это пиз..ж Сейчас в мирное время  1 00 -120 часов налёта  в год (уровень американских пилотов на Ф 18) считается до хрена А тут 200 часов за два года учёбы ???  
Но  для особо одарённых, это не аргумент, из помойки то вкуснее

  
  • +0.33 / 12
  • АУ
 
 
 
  Rocket ( Слушатель )
23 июл 2020 05:23:41

Интересный документик всплыл времён ВОВ  Справка по ВВС Германии  Структура, состав, вооружение, подготовка кадров

ЦитатаЦитата: ... Однако с первых же дней войны с Советским Сопотом немецкая авиация несла такие потери, которые не могли быть пополнены молодыми летчиками, выпускаемыми из нормально работающих летных школ. Для быстрого пополнения потерь немецкое командование вынуждено было пересмотреть систему комплектования и сроки обучения летных кадров. Дли службы в авиации начали привлекаться бельгийцы, французы, чехи, хорваты и другие национальности, ранее не допускавшиеся в кадры ВВС. В школы начали принимать и не членов фашистской партии. Сроки обучения были резко сокращены. Эти мероприятия, с одной стороны, увеличили ежемесячный выпуск из школ ВВС - до 1200 летчиков и 2600 человек летно-подъемного состава, но, с другой стороны, привели к тому, что боевые части ВВС стали пополняться молодыми, неопытными, плохо, подготовленными летчиками. Несмотря на сокращенные сроки обучения, германское командование не могло удержать численность кадров ВВС на уровне 1941 г., ибо все возрастающие потери на советско-германском фронте не могли быть в полной мере пополнены даже плохо обученными кадрами.
С 22 июня 1941 г. по 1 марта 1943 г. потери ВВС Германии составляют около 20 000 человек летного состава. За период летних боев 1943 г. эти потери значительно возросли. Учитывая, что большую часть потерь составляет наиболее подготовленный летный состав, можно считать, что старые летные кадры в основном вышли из строя и их хватает лишь на замещение командных должностей. Рядовой летный состав в основной своей массе является молодым, подготовленным за время войны по сокращенным программе, и не имеет достаточного боевого опыта. Это подтверждается поведением летчиков при выполнении боевых заданий и многочисленными показаниями пленных летчиков.

Начальник 2-го отделения 2-го отдела
Штаба ВВС Красной Армии подполковник Жданов.


Ещё интересный документик 
Приложение 4
Из отчета 4-го отдела Разведуправления генерального штаба ВВС Германии
Военно-Воздушные Силы Советского Союза Авиация дальнего действия (АДД)

ЦитатаЦитата
11. Контроль результатов бомбардирования
Для проверки боевых донесений экипажей и в целях пропаганды результаты ночных действий АДД контролируются с начала 1943 г. фотографированием.
Значение этого контроля за боевыми действиями подчеркнуто приказом маршала Голованова.
Для целей воздушного фотографирования применяется аэрофотоаппарат АФА-13. Перед съемкой сбрасывается магниевая аэрофотобомба ФОТАБ-40. Эта бомба служит для мгновенного освещения цели, для чего имеет специальную конструкцию. Вес такой бомбы 20 кг. Она разрывается примерно в 600 м от земли и освещает в течение доли секунды район ярко-белым светом.
Такой способ аэрофотосъемки дает благоприятные результаты. Для экипажей она является средством подтверждения своего успеха.
12. Потери
В противоположность истребителям и штурмовикам потери АДД сравнительно незначительны. В русских авиационных кругах говорят об АДД, как об «институте страхования жизни». Все данные говорят о том, что после проведенной реорганизации потери АДД стали еще менее значительны. При этом потери от средств ПВО противника менее значительны, чем потери, которые являются результатом оплошностей, плохой метеообстановки и технических причин.
Чаще всего потери вызываются плохой метеообстановкой. Другими причинами потерь являются отказы материальной части, особенно моторов. Потерь из-за недостаточной подготовки экипажей почти нет, так как молодые экипажи всегда имеют на борту опытного летчика. Потери при ночных действиях к прочим потерям выражаются соотношением 1:4.
Из действующих самолетов АДД больший процент потерь падает на американский самолет Б-25С. Донесение о потерях 16-го АП за период с 1 января по 1 апреля 1943 г. гласит: «7 Б-25 полностью или частично разбиты при вынужденных посадках на своей территории». Эти потери частично зависят от недостаточного владения техникой пилотирования этого самолета.
Потерь от средств ПВО противника не было.
Потери двух других гв. АП за период апрель — июль 1943 г. составляют 5 самолетов. Как исключение было донесение о потерях 8-го гв. АП в апреле 1943 г.:
1-й боевой вылет — 1 Ил-4
2-й боевой вылет — 3 Ил-4
3-й боевой вылет — потерь нет
4-й боевой вылет — 2 Ил-4
5-й боевой вылет — 2 Ил-4
Всего за 15 дней: 8 самолетов
14. Русская самокритика
Русский человек имеет особенно выраженное влечение к самокритике.
На русских летчиков эта склонность ни в коем случае не действует отрицательно или разлагающе, а наоборот, она сплачивает их и служит в целом задачам общего дела.
Эта положительная «критика» служит не только для цели войны, как это многие считают.
Русские летчики воспитываются в рамках солдатской дисциплины, в строгой критике к самим себе, и при этом на первый план выступает «сомнение в себе». […]
VII. Система подготовки и обучения личного состав АДД
1. Общие положения
С признанием русским командованием большого значения создания «оперативного воздушного флота дальнего действия» подготовке кадров АДД уделяется особенное внимание. Подготовка кадров АДД совершенно независима от ВВС.
Многие данные говорят о том, что училища и резервные полки АДД являются «особым коньком» маршала Голованова. Благодаря личной инспекции, подбору способного преподавательского состава и хорошей организации обучения производительность школ сильно возросла, так что до сих пор существовавшая слабая сторона АДД — недостаток в квалифицированных летчиках, штурманах и наблюдателях — в ближайшее время будет устранена.
Еще не так давно подготовка в школах была настолько недостаточной, что приходившие оттуда кадры должны были, по крайней мере, в течение трех месяцев продолжать обучение в полках. В результате проведенной в начале 1943 г. инспекции качество подготовки кадров в школах было улучшено, а количество учебно-летных часов увеличено.
2. Летные школы
До сих пор известны 2 авиашколы АДД:
а) училище в Мары (Средняя Азия);
б) училище в Тарши.
Училище в Мары готовит укомплектованные экипажи. После окончания училища экипажи направляются в распоряжение отдела кадров штаба АДД.
3. Подготовка в частях и соединениях
Многообразие задач АДД заставляет тренировать молодые экипажи, особенно летчиков и штурманов, в частях, для чего они должны иметь 100 часов налета по ближним целям. После этого экипажи привлекаются для выполнения боевых задач по дальним целям.
При первых боевых вылетах к молодому летчику приставляется опытный штурман, или наоборот. После прохождения дополнительной подготовки молодые экипажи выполняют боевые задачи самостоятельно.
Подготовка в частях большей частью производится старым летным составом ГВФ (например, 45-я АД). Пополнение летным составом частей производится регулярно и без задержек. Каждая потеря тотчас же восполняется.
Вывода соединений АДД для переформирования и пополнения не наблюдалось.
Так, например, 21-й АП с начала войны все время участвует в боевых действиях. Этот полк в течение 1942 г. только один месяц не участвовал в боях ввиду того, что перевооружался на самолеты Ил-4 и переучивался для ночных действий.
Отношение опытного и неопытного летного состава выражается 1:1.
Наибольший процент летного состава составляет молодежь (18–30 лет).
Меньший процент — летчики в возрасте от 30 до 40 лет, которые были призваны в основном из ГВФ как летчики-миллионеры. […]
5. Снабжение ГСМ
Имеются сведения, что соединения АДД не испытывают недостатков в ГСМ.
Снабжение ГСМ идет без задержек.
При занятии немецкими войсками Сталинграда и Кавказа осенью 1942 г. вышло генеральное указание Сталина всем летным соединениям ВВС КА о максимальной экономии горючего. Практически этих указаний АДД никогда не придерживалась. По многочисленным показаниям военнопленных, для «оперативного воздушного флота» СССР «всегда и в любом количестве есть все».
  • +0.53 / 18
  • АУ