9 января 1920 года на Гороховой, 2, собралась коллегия Петроградской ЧК. Важность заседания подчёркивалась присутствием кандидата в члены Политбюро ЦК РКП(б), председателя Петроградского совета Григория Зиновьева и председателя ВЧК Феликса Дзержинского. Собравшимся предстояло решить судьбу 102 человек, арестованных по делу организации Поля Дюкса.
Английский разведчик Поль Дюкс (он же Пол Дюкс и Поль Дьюкс, как значится в протоколах ВЧК) находился в Петрограде с ноября 1918 года.
Одна из его помощниц подчёркивала в его внешности и характере следующие черты: «Высокий, худощавый. Взгляд пристально прямой. Не прерывать своего молчания способен часами... прекрасный музыкант. Работает чаще всего ночью. В донесениях откидывает и вычёркивает всё сенсационное. Очень смелый человек. Работоспособность изумительная».Поль Дюкс. Фото 1900 годаВсе отмечали также его пристрастие к конспирации и умение перевоплощаться. Он представлялся окружающим под разными именами:
Сергей Иванович Савантов, Павел Павлович, Павел Иванович, Сергей Михайлович, Михаил Иванович, Карл Владимирович, Пантюшка. Также постоянно менял свой внешний облик: служащий, красноармеец, сотрудник ЧК и так далее. Таинственный англичанин оказался в поле зрения Петроградской ЧК с июня 1919 года. Почувствовав опасность ареста, он 30 августа 1919 года бежал в Финляндию.
Руководство созданной им организации перешло в руки врача
Надежды Петровской (Вольфсон) и бывшего корреспондента французских газет в Петербурге,
агента российской военной разведки Ильи Кюрца. В организацию были вовлечены многие военные и гражданские специалисты:
начальник штаба 7-й армии РККА Люндеквист,
вице-адмирал Бахирев и
контр-адмирал Развозов, начальник воздушного дивизиона Балтийского моря Берг, бывший подполковник, заместитель инспектора артиллерии ПВО
Лебедев, начальник сухопутного оперативного отдела штаба Балтийского флота Медиокритский, бывший товарищ министра финансов Вебер, профессор Технологического института Воронов и другие. Одним из важнейших агентов был помощник заведующего активной частью ОО ПЧК
Александр Гаврющенко, бывший морской офицер, капитан 2-го ранга, служивший ранее в контрразведке Балтийского флота. В следственном деле было отмечено: «
Работал идейно, не получал за свою работу ни копейки».
Одной из главных задач Дюкса был сбор разнообразной информации, что не исключало, конечно, и прямого содействия силам белых. Осенью 1919 года во время наступления Юденича на Петроград заговорщики обсуждали планы вооружённого выступления в момент, когда подразделения белых выйдут к Обводному каналу, а также образование будущего Временного правительства. Не позднее конца октября Кюрц писал генералу Юденичу:
«Ваше Высокопревосходительство, последнее собрание было у нас 29 окт. ...Было принято предложение адм. Бахирева захватить все морские силы, находящиеся на Неве, для чего у нас хватает сил. Принято также моё предложение о плане наших действий за несколько часов до Вашего вступления в город. Несколько групп хулиганов начнут беспорядок под видом еврейского погрома; их задача — убить двадцать три еврея, которые играли очень вредную для нас роль в сов. правительстве; предполагаю, что правительство командирует значительные силы для их защиты; одновременно с погромом будет произведён захват некоторых учреждений, что вызовет присылку войск из города.В это время Ваши войска должны войти в город. Настоящие силы наши здесь, не считая моих хулиганов, достигают до шестисот человек, но я глубоко убеждён, что при малом даже успехе число это, в течение нескольких часов,увеличится в 6-7 раз».Но ещё 21 октября началось успешное контрнаступление частей 7-й армии с рубежа Пулковских высот. В последующие несколько дней белые оставили Красное Село, Царское Село, Павловск и другие населённые пункты.
Жители Петрограда грузят мешки с продуктами на трамвайные платформы для раздачи населению города в дни наступления армии Юденича. 1919 год.Аресты начались в ноябре 1919 года. Всего,по нашим подсчётам, было задержано более 400 человек. Из них 269 были освобождены. 102 человека, судьбу которых решали 9 января, были разбиты на несколько групп: Петровская, Кюрц и их помощники; дело Временного правительства; дело о продовольственном совещании белогвардейской организации; дело Английского комитета; дело французской шпионской организации в Петрограде; дело английской шпионской организации; дело кооперативного товарищества «Заготовитель»; дело о дровяных поставках и даче взяток.
Принимавшие участие в заседании знали, что в ближайшие дни (17 января) должно было появиться совместное постановление ВЦИК и СНК, отменявшее применение высшей меры наказания в связи с разгромом основных сил контрреволюции, и Дзержинский даже успел подписать 1 января приказ No2, согласно которому ЧК лишались права расстрелов.
Но «цель оправдывает средства», поэтому чекисты торопились с приведением приговоров в исполнение до постановления ВЦИК.В протоколе против каждой фамилии имеется краткое резюме с данными об этом человеке: возраст, происхождение, суть обвинения и принятое решение. Например, относительно Петровской говорилось: «Псевдоним: Мария Ивановна, МИСС, Мария Ивановна Смирнова; 44 лет,женщина-врач; жена профессора Морской Академии; член партии с-р.с 18-летнего возраста, вступила в члены РКП в январе 1919 года, бьша деятельной помощницей тайного агента английского правительства "социалиста" ПОЛЬ ДЬЮКСА /Павла Павловича/, главного руководителя английского шпионажа в Петрограде; по отъезде в Англию Поль Дьюкса она заняла его место и стала главной руководительницей английского шпионажа в Петрограде, а также сносилась с Москвой. Именовала себя представительницей Колчака, Деникина и Юденича... Ей было поручено формирование временного правительства. Созналась». И постановление: «Расстрелять».Под номером два шёл Кюрц Илья Романович, 51 года, почётный гражданин, коллежский советник; руководитель английского шпионажа и юденической разведки в Петрограде, был в подчинении у Петровской; принимал деятельное участие в образовании Временного правительства,руководил выработкой плана вооружённого восстания и захвата телефона, телеграфа и правительственных учреждений; организовал шпионаж среди красноармейских частей и во флоте. Сознался. И то же решение: «Расстрелять».
Мы не знаем, как долго длилось заседание,были ли прения, но знаем окончательное решение. К расстрелу были приговорены 68 человек, к принудительным работам без срока — девять человек, к принудительным работам до конца Гражданской войны — один человек, к 10 годам заключения — один человек, к пяти годам заключения — три человека, к заключению в концлагерь до конца Гражданской войны — два человека (15-летняя дочь Кюрца Маргарита и 16-летний сын Эмиля Бажо, агента французской разведки), оставить заложниками — два человека, продолжить следствие —15 человек и освободить с зачётом предварительного заключения одного человека.
Но это не означало, что расстрельный приговор в отношении всех приговорённых был приведён в исполнение. Напротив шести фамилий подданных Великобритании имелась следующая формулировка: «Расстрелять, но приговор не приводить в исполнение до распоряжения ЦК РКП».
В это время уже шли переговоры в Лондоне, и британские граждане становились разменной монетой в дипломатической игре.
Феликс Эдмундович Дзержинский.По особому постановлению Президиума ВЧК должна была решиться судьба адмиралов Бахирева и Развозова (Бахирев был расстрелян 16 января, а Развозов умер в тюремной больнице в июне 1920 года). Генерал-лейтенанта Сапожникова, два сына которого были расстреляны, постановили «приговорить к расстрелу, но оставить приговор без приведения в исполнение до особого постановления ВЧК, зачислив Сапожникова заложником». Таким образом, надлежало немедленно расстрелять 55 человек. В их числе, конечно, были Петровская и Кюрц, шедшие в списке под номерами один и два. На деле Петровская, проведя несколько лет во внутренней тюрьме ВЧК и в Бутырках,28 февраля 1922 года была помилована решением ВЦП К и скончалась в 1935 году в городе Горьком. Кюрцу расстрел был заменён пятилетним заключением.
С 1924 года Илья Романович, секретный сотрудник ОГПУ, жил в Москве.
Он по-прежнему выступал в роли журналиста и активно поддерживал связи с различными иностранными посольствами в Москве. Возможно, что после удачной операции по захвату Бориса Савинкова чекисты рассматривали возможность с помощью Кюрца заманить в свои сети Поля Дюкса. Но поскольку выманить Дюкса не удалось,то в ОО ОГПУ сочли Илью Романовича «отработанным материалом» со всеми вытекающими последствиями. Его арестовали 26 августа 1930 года и расстреляли по постановлению коллегии ОГПУ от 25 апреля 1931 года.
Поль Дюкс в 1920 году был посвящён в рыцари и издал книгу воспоминаний «Красные сумерки и рассвет». Генерал-лейтенант Сапожников, выдающийся специалист в области химии взрывчатых веществ, оставшийся в живых и освобождённый благодаря заступничеству Горького, до 1930 года заведовал кафедрой химии Ленинградского института путей сообщения, основал кафедру взрывных работ в Горном институте. В1930 году переехал в Москву, где руководил отделом физической химии в НИИ. В октябре 1930 года арестован по делу «к-p. военной организации».
В январе 1931 года приговорён к высшей мере наказания с заменой на 10 лет. Умер в лагере в 1935 году.Таким образом, организация английского разведчика Поля Дюкса действительно существовала в Петрограде с ноября 1918-го до декабря 1919 года, поддерживала регулярную связь с зарубежными центрами Великобритании и Франции, а также с руководством Белого движения на северо-западе, имела контакты с подпольными антисоветскими организациями в Москве. В то же время обвинения в соучастии в ряде случаев были предъявлены необоснованно, а степень наказания далеко не всегда соответствовала тяжести содеянного. В результате военная прокуратура ЛЮ 31 марта 1993 года и военная прокуратура Балтийского флота 29 августа 2002 года вынесли постановления о реабилитации 18 человек, расстрелянных по этому делу в 1919-1920 годах.
Ссылка