Нахождение на территории чужого государства в разгар предвыборной кампании чревато серьезными последствиями. Вас могут схватить среди ночи, привезти на допрос и заочно обвинить в терроризме. Так накануне произошло в Белоруссии, где проезжающих транзитом сотрудников частной военно-охранной компании из Санкт-Петербурга задержали по подозрению в подготовке диверсии.
Страшно представить, что было бы с россиянами, окажись они в чужой стране в разгар гражданской войны. Но так бы и вышло, если бы задержанные в Минске россияне добрались до Ливии, куда они как раз и направлялись, чтобы заняться охраной нефтеналивного порта Зувара.
Еще около 10 лет назад эта страна была самой процветающей в Африке — в первую очередь, из-за черного золота. Теперь она тоже лидирует, но уже по другому критерию, — являясь самым закрытым, без преувеличения, от окружающего мира государством.
В Ливию так просто не попасть. Никакого туризма, только деловое сообщение с Триполи — столицей страны, которую контролирует марионеточное правительство Фаиза Сараджа. Вышло очень кстати, что в случае с россиянами спецслужбы республики решили действовать на опережение, ведь в Ливии сотрудников ЧВОК «Мар» ждал очень неприятный сюрприз в виде бетонного стакана.
Приглашенных на работу россиян, как стало известно из арабских СМИ, триполитанское правительство планировало выдать за частную военную компанию, чтобы затем обвинить РФ во вмешательстве в дела североафриканского государства. Допрос с пристрастием белорусских гэбэшников — это, конечно, страшно, но не настолько, как месяцами сидеть на цепи под палящим солнцем пока на тебя направлено дуло автомата. Насколько сильно страдает человеческая психика от подобной пытки было прекрасно показано на примере Джесси Пинкмана, персонажа сериала Breaking Bad. Но в такую ситуацию попадают отнюдь не только вымышленные наркоторговцы, но и вполне реальные люди, далекие от криминала.
Да, объяснить ливийским боевикам, что ты танатотурист, которому интересно своими глазами взглянуть на страну после свержения «Братского вождя и руководителя революции» Муаммара Каддафи, или ученый, занимающийся «какой-то там социалогической деятельностью» сложно. Для них ты — враг. И неважно — на официальных основаниях ты находишься в стране или обманом оформил деловую визу. Иностранец, находящийся в раздираемой противоречиями стране, автоматические вызывает подозрения и рискует оказаться в бетонном стакане, как это, например, случилось с российским социологом Максимом Шугалеем.
Сложно описать все ужасы, которые ежедневно происходят в ливийской тюрьме «Митига», но за эту задачу взялся Денис Нейманд, решивший снять ленту о злоключениях российских ученых в самой восточной стране Магриба.
Кроме художественной функции, фильму удалось выполнить и внешнеполитическую — россиян перевели из тюрьмы, сейчас они находятся на вилле в Триполи. Хочется надеяться, что российской стороне удастся призвать боевиков вернуться в «правовое поле» и вызволить наконец социологов из ливийского плена.
ист