Кримсон ДайджестДва быстрых замечания по ситуации в Минске и окрестностях.
Публикую памятку для политологов, аналитиков, политтехнологов и прочих экспертов.
Итак: Как определить можно ли применять фразу "Россия должна" в отношении физических лиц и государственных образований, особенно если под "должна" подразумеваются какие-то подвиги, жертвы или расходы?
1. Если тот, кому "Россия должна" является счастливым обладателем российского паспорта - можно. При определенных обстоятельствах, можно и в том случае, если предполагается скорейшее обретение российского паспорта на территории Российской Федерации.
2. Если тот, кому "Россия должна" является держателем облигаций государственного займа Российской Федерации, то Россия действительно ему таки тоже должна, но только денег и ровно в размере купонных выплат и возвращения первоначального номинала облигации.
Во всех остальных случаях: Россия должна только одно - руководствоваться своими прагматичными (прагматичные - это когда много денег и комфорта, а не когда крикливым дуракам нравится) национальными интересами.
Конец памятки.
И хочу напомнить, свой пост от февраля этого года, в котором на фоне ажиотажа по поводу появления "Облигаций Лукашенко" на Мосбирже, была вот такая
цитата:
"В связи с этой интенцией минского Минфина мне вспомнился диалог, который у меня был несколько месяцев назад с одним широко известным в узких кругах медиа-менеджером. В рамках делового ужина мы обсуждали различные российские облигации, тем более, что у моего визави довольно внушительный (и местами экзотический) облигационный портфель.Я упомянул первый выпуск белорусских облигаций на Мосбирже в качестве инструмента, который мог бы представлять интерес, на что мой собеседник отреагировал неожиданным образом: "Я очень хорошо отношусь к нашим западным соседям", сказал он, и потом отчеканил: "Но. Лукашенко. Не дам в кредит. Ни одного рубля".Эта позиция мне запомнилась из-за того что, на фоне наличия в его портфеле бумаг вообще без кредитного рейтинга, твердое нежелание брать на себя "риск Лукашенко" выглядело интересно."Будет интересно посмотреть на российских держателей этих облигаций, которые позарились на дополнительные 1,5% доходности, поставив на честное слово Лукашенко и на стабильность его власти. У меня риторический вопрос на тему того стоят ли эти 1,5% той нервотрепки (как минимум) или потерянных денег (как максимум) в том случае, если в Минске все пойдет по какому-нибудь неприятному сценарию?
А мой собеседник однозначно был прав, по крайней мере с точки зрения риск-менеджмента.