У политического руководства Литвы в Белоруссии две цели: развод Минска с Москвой с обязательным разрывом договора о Союзном государстве и остановка Белорусской атомной электростанции, «политического российского проекта, который белорусы по указке Кремля реализовали в 50 километрах от литовской столицы».
Отстранение Александра Лукашенко от власти – лишь инструмент достижения этих стратегических целей, равно как и выдвижение в главное кресло
Светланы Тихановской. Даже непрофессионалы видят, как молодая женщина в формате видеообращений читает тексты, написанные для неё в коридорах литовского МИД. Возможно, сценарии спектаклей утверждает министр Линас Линкявичюс.
Литовский кабмин не скрывает: «Мы можем надеяться, что после смены политического режима в Беларуси, проведения демократических выборов, возможно, новые власти смогут занять более рациональную позицию в вопросе Белорусской АЭС». Этой фразой премьер-министр Саулюс Сквернялис в концентрированном виде сказал нам всё, что нужно знать о текущих целях Литвы в соседней стране.
Все другие заявления официального Вильнюса, включая выступления главы государства Гитанаса Науседы, можно слушать вполуха. Слова – лишь тактические манёвры, призванные помочь достижению стратегических целей.
При этом известно, что в телефонном разговоре с белорусским президентом российский лидер Владимир Путин подтвердил готовность оказать Белоруссии содействие на основе принципов договора о создании Союзного государства, а в случае внешних военных угроз – на основе договора ОДКБ. Также известно, что Кремль ведёт телефонные переговоры о положении в Белоруссии с ведущими европейскими столицами. Калининградский политолог
Александр Носович иронично заметил: «Даже как-то неудобно, что Макрон, Меркель, Трамп и не стоящий упоминания по фамилии глава Совета ЕС обсуждают или готовятся обсуждать Беларусь с
Путиным. Путин не империалист, не шовинист и не виноватый. Они сами звонят».
Депутат сейма Витаутас Бакас, бывший глава парламентского комитета национальной безопасности и обороне (КНБО), назвал Литву «экспертом по постсоветским странам, к мнению которого следует прислушиваться». Это раззадорило коллег Бакаса. 18 августа парламент Литвы на внеочередной сессии принял резолюцию, в которой не признаются итоги президентских выборов в Белоруссии. Тем самым Запад закрыл для себя перспективу возможного диалога с президентом
Лукашенко.
А депутат сейма Жигимантас Павилёнис выступил с требованием «новых, прозрачных, соответствующих демократическим процедурам парламентских и президентских выборов» и предложил соседней стране посредническую миссию Литвы в данном вопросе.
В литовском сейме сформировали группу «для наблюдения за событиями» из трёх представителей оппозиции и трёх человек от правящего большинства во главе с политической марионеткой, бывшим коммунистом Гедиминасом Киркиласом. В ответ Лукашенко бросил: «...сначала у себя порядок наведите».
Главный редактор российского журнала «Национальная оборона»
Игорь Коротченко говорит: «Что касается российско-белорусского взаимодействия в военной сфере – тут все чётко регламентировано и основано на нормах международного права. Есть обязательства в рамках ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), где прописан механизм правовой, юридической и военной помощи Белоруссии при необходимости. У нас есть совместная группировка войск. Будем действовать в соответствии со своими обязательствами».
При этом надо заметить, что оборонительный союз России и Беларуси скреплён договорами о создании Союзного государства (1999 года) и военном сотрудничестве (1997 года), другими документами.
В Минске тоже видят, что ситуация выглядит небезопасно. Лукашенко заявил: танки и самолёты НАТО находятся «в 15 минутах» от границ республики. А на совещании в своём Генштабе белорусский президент акцентировал внешние угрозы. «Когда речь идет о военной составляющей, у нас есть договор с
Российской Федерацией в рамках Союзного государства. Как раз эти моменты подходят под этот договор».
Литовским политикам следует подумать о выборе такой линии поведения, при которой ажиотаж вокруг происходящего в Белоруссии стал бы спадать. Не худо также примириться с той мыслью, что внешним силам не удастся разрушить Союзное государство восточных славян, по сути – одного народа, разделённого границами 1991 года.
Продукт военно-технического сотрудничества Минска и Москвы – колёсные шасси большой грузоподъёмности (МЗКТ-70221) для российских мобильных комплексов МБР "Тополь-М" и "
Ярс". Фото: abw.by
А напоследок заметим, что за рамками заявлений литовских политиков остаётся один весомый факт: 99 предприятий белорусского оборонно-промышленного комплекса обеспечивают около 15% оборонного заказа Российской Федерации и в этом секторе создаются уникальные, незаменимые изделия. Даже экспорт вооружений Республики Беларусь – до 1,5 млрд долларов в год – формируется большей частью российскими заказами. Так что углублённая интеграция
РФ и РБ – не просто лозунг.