История института казачества
43,992 151
 

  Пасечник ( Слушатель )
20 авг 2020 17:55:02

казаки в ВОВ

новая дискуссия Дискуссия  316

В ходе приграничных сражений наши войска понесли значительные потери. Возможности стрелковых дивизий в боевом отношении снизились в 1,5 раза. Ввиду больших потерь и недостатка танков механизированные корпуса уже в июле 1941 года были расформированы. По этой же причине расформировывались и отдельные танковые дивизии. Потери в живой силе, конском составе и технике привели к тому, что основным тактическим соединением бронетанковых войск стала бригада, а конницы дивизия. В связи с этим Ставкой Главного Командования 5 июля 1941 года было утверждено постановление о формировании 100 кавалерийских дивизий легкого типа численностью 3000 человек каждая. Всего в 1941 году были сформированы 82 кавалерийские дивизии легкого типа. Боевой состав всех кавдивизий легкого типа был одинаков: три кавполка и эскадрон химзащиты.

 События 1941 года дают возможность сделать вывод о большом значении этого решения, поскольку кавалерийские соединения оказывали активное влияние на ход и исход крупных операций в первом периоде войны, если им ставили боевые задачи, присущие кавалерии. Они способны были неожиданно атаковать врага в заданное время и в нужном месте и своими быстрыми и точными выходами на фланги и в тыл немецких войск сдерживать продвижение их мотопехотных и танковых дивизий. В условиях бездорожья, распутицы и большого снега кавалерия оставалась самой эффективной мобильной боевой силой, особенно при дефиците механизированных средств высокой проходимости. За право обладать ею в 1941 году шла, можно сказать, борьба между командующими фронтами. О том, какое место кавалерии отводила Ставка ВГК при обороне Москвы, свидетельствует запись переговоров между заместителем начальника Генерального штаба генералом А.М. Василевским и начальником штаба Юго-Западного фронта генералом П.И. Водиным в ночь с 27 на 28 октября. 

Первый из них изложил решение Ставки о передаче конницы в войска, оборонявшие столицу. Второй же пытался уклониться от выполнения распоряжения, говорил о том, что 2-й кавкорпус Белова, находящийся в распоряжении Юго-Западного фронта, в течение 17 дней ведет непрерывные бои и нуждается в пополнении боевого состава, что главком Юго-Западного направления Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко не считает возможным лишиться этого корпуса. Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин сначала корректно потребовал через А.М. Василевского согласиться с предложением Ставки ВГК, а затем просто приказал проинформировать командование фронта о том, что составы для переброски 2-го кавкорпуса уже поданы, и напомнил о необходимости дать команду на его погрузку. Командующий 43-й армией генерал-майор К.Д. Голубев в донесении И.В. Сталину от 8 ноября 1941 года в числе других просьб указывал такую: "...Нужна конница, хотя бы один полк.

 Своими силами сформировали только эскадрон". Борьба между командующими за казачью конницу шла не зря. Переброшенный под Москву с Юго-Западного фронта 2-й кавкорпус Белова, усиленный другими частями и тульским ополчением, разгромил под Тулой танковую армию Гудериана. Этот феноменальный случай (разгром танковой армии кавкорпусом) был первый в истории и зафиксирован в книге рекордов Гиннеса. За это поражение Гитлер хотел Гудериана расстрелять, но его товарищи по оружию заступились и спасли его от стенки. Таким образом, не имея на московском направлении достаточно мощных танковых и механизированных соединений, Ставка ВГК для отражения ударов противника эффективно и успешно использовала кавалерию.

В 1942 году казачьи кавалерийские части героически сражались в кровопролитных Ржевско-Вяземской и Харьковской наступательных операциях. В Битве за Кавказ, в ходе напряженных оборонительных боёв на Кубани и в Ставрополье, доблестно сражались 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус (генерал-лейтенант Н.Я. Кириченко) и 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус (генерал-майор А.Г. Селиванов). Эти корпуса были составлены в основном из казаков-добровольцев. Ещё 19 июля 1941 года Краснодарским крайкомом ВКП(б) и крайисполкомом было принято решение об организации кавалерийских казачьих сотен с целью оказания помощи истребительным батальонам по борьбе с возможными парашютными десантами противника. 

В кавалерийские казачьи сотни зачислялись колхозники без ограничения возраста, умевшие управлять конём и владеть огнестрельным и холодным оружием. Конское снаряжение им довольствовалось за счёт колхозов и совхозов, казачья форма за счёт каждого бойца. По согласованию с ЦК ВКП(б) с 22 октября началось формирование трёх казачьих кавалерийских дивизий в порядке добровольности из числа казаков и адыгейцев без ограничения возраста. Каждый район Кубани формировал сотню добровольцев, 75% казаков и командиров были участниками гражданской войны.

 В ноябре 1941 года сотни свели в полки, а из полков составили кубанские казачьи кавалерийские дивизии, составившие основу 17-го кавалерийского корпуса, который был включен в кадровый состав РККА 4 января 1942 года. Вновь созданные соединения стали именоваться 10, 12 и 13-я кавдивизии. 30.04.1942 корпус вошел в подчинение Командующего Северо-Кавказского фронта. В мае 1942 года по приказу Ставки ВГК в 17 кавкорпус были влиты 15 (полковник С.И. Горшков) и 116 (Я.С. Шарабурно) донские казачьи дивизии. В июле 1942 года командиром корпуса был назначен генерал-лейтенант Кириченко Николай Яковлевич. Основу всех кавалерийских соединений корпуса составили казаки-добровольцы, возраст которых колебался от четырнадцати до шестидесяти четырех лет. Казаки иногда приходили семьями вместе со своими детьми.




Рис. 4 Кубанские казаки-добровольцы на фронте
  • +0.01 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!