На днях объявил о полном и окончательном банкротстве последний монстр советской индустрии в Латвии — Рижский вагоностроительный завод (РВЗ). Да вы его наверняка знаете: электрички с гордыми латышскими буквами RVRдо сих пор кое-где катаются по территории бывшего СССР В начале 1990-х в Латвию пришла «независимость» и вместе с нею — полный дикий жирный капитализм. «Рижская вагонка» тогда чувствовала себя вполне неплохо. У этого предприятия был огромный задел на будущее, просто фантастический. Дело в том, что подвижной состав железных дорог имеет срок службы 30–50 лет. Да, именно так, ЖД — очень консервативный вид транспорта. Но каждые 5 лет вагоны требуют среднего ремонта, каждые 10 — капитального. Каждые 20 — модернизации. А куда клиент пойдет ремонтировать свою обветшавшую электричку? Да к производителю, конечно! Тем более что для этого не надо совершать каких-то сложных манипуляций. Подцепил пару-тройку требующих ремонта поездов к тепловозу (хоть в Москве, хоть в Ташкенте, хоть во Владивостоке) — и через неделю они уже в Риге, и над ними колдуют опытные мастера от производителя. Меняют колесные пары, моторы, обновляют салоны… Это вам не «дядя Вася» в провинциальном депо с кувалдой и ломом. И да, первые годы латвийской независимости у РВЗ не было проблем с заказами. Новые электропоезда бывший СССР закупать перестал, денег не стало. Но зато увеличились заказы на ремонты. Ремонты — дело верное, клиент деньги платит — куда ж он денется? Но на ремонтах нельзя жить вечно: можно долго латать штаны, но приходит момент, когда их пора менять на новые… И вот в 2010-х для РВЗ наступил момент, когда заказов на ремонт почти не стало. Штаны износились окончательно. А что было взамен у РВЗ новенького? Да ничего! От слова вообще! Дело в том, что начале 1990-х РВЗ отдали на приватизацию с той мыслью, что придут «эффективные менеджеры», которые «разовьют латвийский железнодорожный гигант» до космических высот. Отдали за копейки. Иностранцам… А «эффективные менеджеры» первым что сделали — упразднили конструкторское бюро, которое рисовало на своих кульманах новые проекты электричек. Зачем им инженеры-конструкторы? Они только даром хлеб едят! А зачем им производительные цеха? «Эффективные менеджеры» снимали сливки с ремонтов. А заодно, сокративши территорию завода за счет производительных цехов, отдали ее в аренду под склады-магазины-бани с девочками. С чего тоже имели прибыток. Изрядный. И вот теперь тема «эффективности» этого менеджмента окончательно исчерпалась. Последние жалкие остатки великого РВЗ на днях банкротировали. Вы будете смеяться, но по территории современной Латвии ездят электрички — самые древние во всей Европе, а возможно, и в Азии. Те самые — RVR. Сто раз латаные-перелантаные, с десятью слоями краски на боках, произведенные еще в 1970-х годах. А богоспасаемая Латвия сейчас проводит «конкурс» на закупку электричек-трамваев на Западе. Страна/республика СССР, имевшая свой профильный огромный завод!
Цитата: Solomonger от 24.08.2020 03:52:11Дело в том, что начале 1990-х РВЗ отдали на приватизацию с той мыслью, что придут «эффективные менеджеры», которые «разовьют латвийский железнодорожный гигант» до космических высот. Отдали за копейки. Иностранцам…
Вагонка ушла уже лет тридцать назад, в то время, когда в России грохнули самолетостроение и автопром. НИИ вагонострорения на самом деле был Рижским филиалом Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения и его существование без головного предприятия абсолютно бессмыслено, равно как и самого завода - он не подчинялся местному Совету Министров, перед ним не отчитывался и был ликвидирован не им, а пал вместе с союзным министерством и Союзом (когда в Москве власть захватили папуаасы во главе с ЕБН). Часть специалистов переехала в Демидово, где продолжили заниматься своим делом, которым уже нельзя было заниматься здесь. С 1992-го территорию завода, как результат приватизации, занимает российский Северстальлат.
А как еще назвать бросивших без всяких условий заводы, формально не принадлежащие республике? В добавок перечисленному - это весь флот МинРыбХозяйства СССР (крупнейший в мире), весь радиотехнический комплекс МинПромСредтвСвязи СССР? Около 70% здешней промышленности приходилось на общесоюзную собственность (и это не только оборонка) и понятно, что местные ее не потянут ни интеллектуально, ни материально. Договорились полюбовно сдать на металлолом с откатами, включая склады ремзаводов Минобороны СССР и обещанием гнать через Прибалтику цветмет уже от разгрома предприятий на территории России. И обещание свое сдержали, выведя Латвию на первое место по экспорту российского цветмета. Даже попытки не было поторговаться и определится с долями. За что вождь ЕБН был награжден высшей наградой Латвии, которую с благодарностью. принял, слегка покочевряжевшись. Не папуас?