В 60-х - 70-х прошлого века из Свердловской области пробили железную дорогу к среднему течению Оби. Тогда по ней планировали вывозить древесину из Тюменской области на Средний Урал, но позже рядом протянули шоссе и эти дороги стала служить нефтяникам Югры, а потом вдоль дорог протянули нефтепроводы в центральную часть страны и далее в Европу. Конечный пункт в Югре – станция Приобье. Сейчас, когда столицу Ямала город Салехард еще не связывает автомобильное шоссе с «Большой землей» (только зимой эксплуатируется т.н. «зимник»), речной паром Салехард-Приобье является, по сути, единственной транспортной форточкой для автомобилистов, выезжающих за пределы Салехарда в среднюю полосу страны и в места отдыха. Кроме того, речной путь из Приобья в низовья Оби эксплуатируют и разного рода грузоперевозчики (большая фура, стоявшая рядом с нами, была загружена спиртными напитками
). Особенно актуален был паром в это лето, когда многие побоялись путешествовать на самолетах и поездах, а предпочли свой автомобиль. Вот и мы возвращались в Салехард на пароме.
Большие портальные краны маленькой станции Приобье. Около баржи можно заметить рыбаков, где-то за полтора часа, на моих глазах, они наловили полное ведро щучек (щурогаек).
Мы приехали еще с вечера и ночевать пришлось в машине. На втором плане два парома, один только подошел к берегу...
Паром – это большая баржа и буксир-толкач. В корме баржи железная будка, в которой несколько кают, кухонный отсек и два гальюна. Условия спартанские, но в пути паром всего полторы сутки, пассажиры ночь проводят в своих автомобилях. Вот и мы запаслись двумя пледами и большим термосом (про спиртное скромно промолчу
).
Паром загрузился.
К Салехарду паром идет по Малой Оби. Справа остаются Большая Обь и Игорская Обь, которые весной, во время половодья, превращаются в русло шириной 30-50 километров. Основное судоходство осуществляется по Малой Оби, т.к. она не такая широкая, как Большая Обь и можно не опасаться шторма на реке. Просторы Оби...
Речного транспорта на реке много, почти как в прежние годы. Ходят и пассажирские суда, и баржи с грузами...
(Продолжение следует...)
По берегам Малой Оби расположены различные населенные пункты. Вот это, например, деревушка аборигенов –ханты (судя по летнему чуму слева). Ханты такие небольшие селения, где проживает один род под одной фамилией, называют «горт». Летом ханты живут в чумах, на зиму перебираются в избы. Занимаются они охотой и рыбалкой, живут достаточно зажиточно. Справа виден желтый сруб строящейся избы, видимо в селении появилась семья молодоженов.
А это, по всей видимости, бригадный рыболовецкий стан, ханты их называют «пески». Слева плашкоут – морозильник, справа несколько моторных лодок бударок. Подобные станы обитаемы только летом.
Если еще в начале 60-х годов прошлого века прибрежные селения можно было издалека заметить по куполам церквей и часовен (сам наблюдал, какой я старый
), то нынче их видно за много километров по вышкам связи…
Обь -река рабочая, круизные теплоходы по ней ходят очень редко; во-первых, пассажирских теплоходов почти не осталось, кроме "Механика Калашникова"; во-вторых достопримечательностей по берегам очень мало. Поэтому нам встречались, преимущественно, грузовые суда.
Встречный паром из Салехарда...
Буксир тянет кран на севера...
Поселковый речной транспорт...
Катер "Ярославец" тянет баржу. кстати, катера этого проекта самые распространенные суда на сибирских реках.
Утро на Малой Оби. Поутру поверхность реки окутывает туман. Дело в том, что температура реки, которая проходит через центральную Сибирь, где в эту пору стояла жара +30-33 градуса, еще оставалась теплой, а температура воздуха в низовьях Оби была ночью уже около +3 градусов.
Чем дальше на север, тем ближе к цивилизации... Первые населенные пункты Ямало-Ненецкого автономного округа выгодно отличаются от селений Югры. Село
Мужи, где проживают коми-ижемцы, переселившиеся в 19 веке на берега Оби. Нефти и газа в окрестностях нет, население занимается сельским хозяйством.
На горизонте показались Уральские горы (Приполярный Урал), скоро покажется и Салехард...
Где-то здесь сливаются Большая и Малая Обь. Река разливается на несколько километров в ширь...
На горизонте показались городские кварталы Салехарда, но паром еще часа два шел по реке к городу...
Подходим к паромному причалу, он расположен за городом...
Вот и знаменитый салехардский мамонт показался. Путешествие закончено!