Ровно через пятьдесят лет, в 1932 г. началось проведение Второго Международного полярного года. Второй международный полярный год (II МПГ) начался 1 августа 1932 г. и продолжался 13 месяцев. Этот срок был удобен тем, что он приходился на период низкой солнечной активности, и сравнение с данными Первого МПГ, когда она была высокой, представляло большой интерес. Изучение магнитных бурь, полярных сияний, состояния ионосферы, потоков космических лучей, достигающих Земли, некоторых явлений погоды и взаимосвязей их с явлениями, происходящими на Солнце, составляло программу Второго МПГ.
Во II МПГ приняли участие ученые 44 стран. Работы осуществлялись более чем на 100 станциях, половина которых находилась в северных и южных высокоширотных областях. Число геомагнитных обсерваторий, расположенных выше 60 градусов с.ш., выросло, по сравнению с Первым МПГ, с семи до тридцати.
Советский Союз являлся лидером среди активнейших участников Второго МПГ, организовав 15 морских экспедиций, в которых участвовали такие видные ученые, как О.Ю. Шмидт, В.Ю. Визе, Н.Н. Зубов, М.П. Сомов, Р.Л. Самойлович. Представителем геофизики в Международной комиссии II МПГ был академик А.П. Карпинский.
К этому времени на побережьях наших арктических морей и на арктических островах уже было построено много первоклассных геофизических обсерваторий и гидрометеорологических станций. Еще в 1923 г. была построена геофизическая обсерватория в Маточкином Шаре, в 1926 – станция на острове Врангеля, в 1929 – обсерватория в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, в 1931 г. – станция на мысе Желания (северная оконечность Новой Земли) и много других.
Во время Второго Международного полярного года число гидрометеорологических станций и обсерваторий на крайних северных точках побережья и на островах Советской Арктики было значительно увеличено. В числе вновь построенных станций были такие, как, например, станция на острове Рудольфа, крайнем северном острове Земли Франца-Иосифа, станция на мысе Челюскина, крайней северной точке азиатского материка, станция на острове Котельном, северо-западном из островов Анжу и др.
Наряду с полярными станциями, в связи с 2МПГ организованы многочисленные высокогорные станции, ведущие во время 2МПГ наблюдения по особой программе.
Приступили к работе высочайшие в мире гидрометеорологическая и гляциологическая обсерватории на Памире, леднике Федченко (4300 м над уровнем моря), и на Тянь-Шане, у ледника Петрова (3635 м над уровнем моря)
По инициативе ученого секретаря Комитета по проведению Второго Международного полярного года в СССР – было предложено ввести в программу широкие океанологические исследования во всех арктических морях.
В соответствии с этим всем советским судам, плававшим в 1932–1933 гг. в арктических морях, было предложено производить особо тщательные и возможно более полные гидрометеорологические наблюдения. Кроме того, на всех морях Советской Арктики во время Второго полярного года были проведены специальные научные морские экспедиции.
Так, в Гренландском море работало экспедиционное судно «Персей», в Баренцовом море – экспедиционное судно «Н. Книпович», в Карском море – ледокольные пароходы «Таймыр» и «Русанов», в Чукотском и Беринговом морях – в 1932 г. пароход «Дальневосточник» и в 1933 г. – «Красноармеец». В 1932 г. состоялась знаменитая экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков», впервые в истории прошедшая в одну навигацию весь Северный морской путь с запада на восток и своими наблюдениями как бы соединившая научные наблюдения экспедиций, работавших на крайнем западе и на крайнем востоке Советской Арктики. Наконец, в 1933 г. весь Северный морской путь был пройден пароходом «Челюскин».
http://www.gcras.ru/post.php?i=31https://www.prlib.ru/item/405957