Бессовестно утащил с Дзена:
Но то, правильный Дзен!Полярная станция "Восток" — российская антарктическая научная станция. Это единственная используемая Россией в настоящее время
внутриконтинентальная антарктическая станция.
Станция Восток расположена в 1253 км от Южного полюса, в
1410 км от станции Мирный и в 1260 км от ближайшего побережья. Толщина ледникового покрова в данном районе составляет 3700 м. Ложе ледника под станцией находится на отметке примерно 200 м ниже уровня моря.
Добраться до станции зимой (с мая по сентябрь) практически невозможно, а значит, полярники не могут рассчитывать на помощь извне. Доставка грузов на станцию осуществляется самолётами и санно-гусеничным поездом в летний, относительно тёплый период, от станции
Прогресс.
Источник:
https://ru.wikipedia…ая_станция).
Источник изображения:
https://a.d-cd.net/8e47c19s-1920.jpgИз-за своих погодных условий станция "Восток" была полигоном для советской космической медицины -
разреженный воздух в условиях экстремально низких температур делал пребывание на станции сопоставимым с жизнью в высокогорье.
У некоторых людей в таких условиях может развиться так называемая "горная болезнь", которая неминуемо приводит к гибели больного, если его своевременно не вывезти со станции.
В марте 1982 года закончилась 26 арктическая экспедиция - на станции сменился состав полярников. 27 экспедиция сразу не задалась. Через неделю после заселения пришлось эвакуировать механика, у которого развилась тяжелая горная болезнь.
Станция "Восток" - советские времена. источник изображения:
https://cs13.pikabu.…888937.jpgА еще через 2 недели, когда уже на станцию долететь было невозможно, горная болезнь развилась еще у одного члена экипажа.
Могла помочь только барокамера, но на станции нашлась лишь одна кислородная маска и скромный запас кислорода, который несколько "смягчал" мучения больного.
А зимовать еще предстояло 8 долгих месяцев. Больной был обречен на гибель.Аэродром станции "Восток" Источник изображения:
https://avatars.mds.…7a73d8/XXLПроблема заключалась в том, что температура на станции уже достигала -70С!!!
При таких температурах техника уже не может работать, бензин уже не попадает в двигатель, так как бензин становится излишне вязким.Никто, никогда не летал на станцию при таких минусовых температурах. Кравченко лишь сказал, что самолет поведет сам и начал набирать добровольцев для рискованного полета.
Командирский борт №41808, уже законсервированный на зиму, стали готовить к опасному полету.
Как сам называет этот полет Кравченко, этот полет был под названием:
"Жизнь за жизнь".
Скриншот из документального фильма канала "Россия 24". Станция "Восток". На пороге жизни.
https://youtu.be/d4D1TiK7jBMЭкипаж знал, что нарушает все правила полетов в Антарктиде, но по другому поступить они не могли. Кравченко попросил не давать в Москву никакой информации, потому что это было "подсудное дело" - 5 лет тюрьмы, но еще страшнее был риск не вернуться!
"Полоса и снег при таких температурах - как наждачная бумага... Лыжи нагреваются до такой степени, что если сразу остановиться, то могут просто примерзнуть. И потом их не оторвать ничем просто",- говорит Бортрадист Юрий Пустохин.
Юрий Пустохин - Бортрадист. Скриншот из документального фильма канала "Россия 24". Станция "Восток". На пороге жизни.
https://youtu.be/d4D1TiK7jBMКомандир понимал, что если температура на "Востоке" не повысится хотя бы до - 60С, сесть будет просто невозможно.
"Если сядем, то не взлетим. А если не взлетим, мы создадим такую проблему, которой "Восток" еще не знал, потому что они (полярники) - адаптированные, а мы (члены экипажа самолета) - неадаптированные...
Двигатели еле тянут, все захлебывается. Боялись что, иссечение топлива в двигатель прекратится", - рассказывает сам Кравченко.
Источник изображения: Скриншот из документального фильма канала "Россия 24". Станция "Восток". На пороге жизни.
https://youtu.be/d4D1TiK7jBMЗапросили температуру на станции, но на их счастье температура на станции резко повысилась на 10С и составила - 60С. Поэтому экипаж принял решение садиться.
Лишь 30 лет спустя врач Максимов признается, что никакого резкого потепления не было. Они с метеорологом завысили показатели температуры, чтобы спасти больного!"Самолет пробежал по полосе, мы за ним, даже при - 60С плюс работающие винты (дополнительный ветер). Это был просто кошмар. Он же (самолет) практически не останавливался. Он все время полз по полосе, чтобы не примерзнуть. И только когда увидел, что мы догнать его не можем, задохнемся и упадем, он притормозил", - рассказывает Валерий Головин, тогда работающий радистом на станции "Восток"
Легендарный борт Ил-14 СССР-41808 Аэрофлота. Источник изображения:
http://авиару.рф/wp-…70-g..jpegПосле быстрой погрузки больного с носилками перед экипажем стояла задача взлететь.
Борт 41808 бежал по взлетной полосе, но самолет никак не отрывается от земли. Вот вот и взлетная полоса закончится и борт разобьется: в кабине повисла гробовая тишина."Как вот раз вздохнул на взлете, так больше и не дышал. Потому что вздохнешь - уронишь машину", - говорит Евгений Кравченко.
Наконец самолет оторвался от полосы, шли низко, набирать высоту было нельзя - горная болезнь этого не терпит: больной мог скончаться в любой момент при наборе лишнего метра высоты.
При - 70С на "Восток" не летал больше никто. Подвиг Кравченко и его экипажа навсегда стал легендой русской полярной авиации!Станция восток, подлет самолета полярной авиации. Источник изображения: Скриншот из документального фильма канала "Россия 24". Станция "Восток". На пороге жизни.
https://youtu.be/d4D1TiK7jBMКто знал про эту историю, пишите в комментариях. Я сегодня первый раз узнал про этот поистине подвиг с колоссальным риском для жизни ради жизни другого человека!У меня мурашки по коже когда смотрел этот эпизод в этом документальном фильме.
Документальный фильм канала Россия 24 - "Станция "Восток". На пороге жизни! Ссылка на ютуб-канал:
https://www.youtube.…d92Ber-lewЭто должно обязательно тут быть!