Япония
1,120,108 4,897
 

  Vediki977 ( Слушатель )
14 сен 2020 09:16:34

Японский ЛаГГ-3

новая дискуссия Статья  262

Обратил внимание на комментарий:
Uzb
Я помню дело Беленко. Я учился тогда в первом классе. Аналогичный инцидент произошел в январе 1942 года в городе Цзямусы. У начальника советских ВВС на Дальнем Востоке возникли идеологические разногласия с одним из членов его семьи. Также он завидовал высокому уровню жизни русских в Маньчжурии. Поэтому он сбежал туда на новеньком ЛаГГ-3.

Материалов о случае с ЛаГГ-3 в сети мало. Собственно, большая часть информации по самолёту - лишь по нескольким фотографиям. На японском языке количество информации то же самое, что и на английском (т.е. примерно такое же, что в посте).

Отношения между Советским Союзом и Японией на протяжение 30-х и в начале 40-х годов были далеки от нормальных. Между обоими государствами неоднократно возникали вооруженные конфликты, основной причиной которых была недостаточно четко определенная граница. 18 сентября 1931 года Япония оккупировала Манчжурию, в результате чего, Советский Союз лишился права пользоваться Китайско-Восточной железной дорогой. 18 февраля 1932 года на территории Манчжурии захватчики создали так называемое государство Манчукно с марионеточным правительством во главе.
В январе 1934 года японские войска атаковали Северный Китай и Монголию.
Это еще сильнее усилило напряженность в этом регионе. В июне 1937 года Советский Союз занял два островка на реке Амур. Япония, оккупировавшая противоположный берег реки, потребовала от СССР немедленно отвести войска на исходные позиции, однако это требование осталось невыполненным. Вскоре разразился вооруженный конфликт. Советский Союз был вынужден отойти, а оба островка перешли в руки Японии.
В июле 1938 года вспыхнули бои в районе озера Хасан. На холмах Чан Фу-Кен около советско-корейской границы Красная Армия воздвигла фортификационную линию. Поскольку эта территория считалась спорной, японская армия перешла в наступление и в районе озера Хасан разгорелась настоящая локальная война. Со стороны СССР в конфликте участвовали 27 пехотных батальонов, поддержанных танками и артиллерией. В результате яростных боев японская армия понеся значительные потери отступила на исходные позиции. По утверждению советской стороны в конфликте Япония потеряла убитыми и раненными более 3000 человек.


Советский летчик весной 1942 г. перелетел на истребителе ЛаГГ- 3 8-й серии на в Маньчжурию. На снимке — ЛаГГ-3 ни аэродроме Мутиньчанг, Китай. Трубка Пито заменена японской, лопасти воздушного винта имеют цвет неокрашенного металла, их законцовки покрашены красной краской.


Японский ЛаГГ-3 в испытательном полете. Вместо красных звезд нанесены опознавательные знаки ВВС Японии. Опознавательные знаки на бортах фюзеляжа имеют белую окантовку, на крыльях они — без окантовки.

8 мае 1939 года племя монголов-кочевников пересекло с запада на восток реку Халхин-Гол, но приграничные посты Квантунской армии Японии заставили кочевников повернуть обратно. 11 мая начались боевые действия на узкой полосе степных пастбищ между рекой Халхин-Гол и населенным пунктом Номонхан. Успех снова сопутствовал Красной Армии и 16 сентября 1939 года СССР и Япония подписали перемирие. В дальнейшем Япония воздерживалась от серьезных приграничных провокаций и не поддержала Германию.
9 июня 1940 года обе стороны согласились прекратить столкновения на монгольско-манчжурской границе. 13 апреля 1941 года Сталин и японский министр иностранных дел Мацуока подписали Пакт о ненападении.
Весной 1942 года один из советских ЛаГГ-3 8-й серии совершил вынужденную посадку на территории государства Мапчукно в районе Чиамуса. Самолет попал в руки японцев. Трофейный самолет был вооружен 23-мм пушкой ВЯ-23 и нес стандартный камуфляж (верхние поверхности — темно-зеленый и оливковый, нижние поверхности — светло-синий).
27 сентября 1942 года, после того как японцы отремонтировали истребитель, советский самолет был подвергнут серии испытательных полетов. Руководил испытаниями майор Ямамото из Испытательного центра армейской авиации. Испытания проходили на базе Мутанчанг на оккупированной территории Манчжурии. С трофейного самолета были сняты нижние створки люка колесной ниши. После ремонта, винт остался неокрашенным, за исключением кончиков лопастей, которые были покрыты красной краской. Красные звезды на фюзеляже и крыльях новые хозяева самолета зарисовали своим государственным символом — «восходящим солнцем» (хиномару). Хиномару на фюзеляже имел белую окантовку, а знаки на крыле остались необведенными. Красные звезды на хвостовом оперении просто закрасили.


ЛаГГ-3 11-й серии в зимней окраске, северный участок Восточного фронта, зима 1942 г. Под плоскостью крыла самолета смонтированы бомбодержатели ДЗ-40, сими бомбы не подвешены.


ЛаГГ-2 4-й серии


ЛаГГ-3 11-й серии

Ссылка
Отредактировано: Vediki977 - 14 сен 2020 09:57:24
  • +0.36 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Vediki977 ( Слушатель )
14 сен 2020 09:29:39

Испытано в Японии. Истребитель ЛаГГ-3

В годы Второй Мировой войны авиация Императорской армии захватила и изучила большое количество боевых и военно-транспортных самолетов британского и американского производства, однако мало кто знает, что японцами также были испытаны и советские боевые самолеты. Об испытаниях одного из них и пойдет речь в данной небольшой статье.

Как известно, в годы Второй Мировой войны в руки японцев попал один экземпляр советского боевого самолета – истребитель ЛаГГ-3. Следует сказать, что «лагг» был не первым боевым самолетом советского производства, который был захвачен японцами. Так, в 1937-38 годах в Китае было захвачено несколько образцов советской авиатехники, среди которых были истребители И-16.



китайский истребитель И-16 на выставке трофейной техники в Японии




еще один трофейный китайский «ишак» на испытаниях в Японии



еще один трофейный китайский «ишак» на испытаниях в Японии



еще один трофейный китайский «ишак» на испытаниях в Японии


Последним «ишаком», попавшим в руки японцев перед началом боевых действий в Европе, стал истребитель И-16, на котором во время конфликта на реке Халхин-гол монгольский пилот перелетел в Маньчжурию. Трофейный самолет был доставлен в Татикаву (立川市; Tachikawa) на аэродром исследовательского центра авиации Императорской армии. Там И-16 был тщательно протести­рован, а в 1940 году «ишак» прошел сравнительные испытания с новейшим японским истребителем Nakajima Ki-43 Hayabusa.

В испытательном центре армейской авиации было положительно отмечено бронирование И-16, но с другой стороны критике подверглись летные характеристики, большие усилия, прикладываемые летчиком во время полета, неудовлетворительное положение центра тяжести и связанные с этим трудности в выпуске и уборке закрылков, а также сложная система уборки и выпуска шасси.

Весной 1942 года на территорию Манчжурии перелетел советский истребитель ЛаГГ-3 (8-я производственная серия), пилот которого, так же как и сбежавший в 1939 году монгол, искал политического убежища. Целью перелета был японский аэродром Чиамуса, но плотный зенитный огонь вынудил перебежчика отлететь от аэродрома и совершить аварийную посадку с убранным шасси. Посадка была совершена на мягкую поверхность, и самолет за исключением пропеллера и радиатора не пострадал; перебежчик во время посадки не получил никаких травм.

В 1958 году фотографии «лагга» были опубликованы в японском авиационном ежемесячнике «Koku-Fan» [1]. О фамилии предателя и его дальнейшей судьбе ничего сказано не было. Японским властям он был известен как Sotohe 700 (советский перебежчик №700).

Самолет был немедленно доставлен в ремонтные мастерские аэродрома Пинфан (Pinfan), куда из расположенной в Харбине крупной японской авиабазы вскоре прибыла большая группа экспертов. После осмотра «лагга» ее руководитель офицер Уяма (Uyama) заявил, что деревянная конструкция отличается очень хорошим качеством с удивительно гладкой поверхностью из бакелизированной фанеры.

Силовая установка «лагга» – 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения М-105П со всеми аксессуарами – был признан копией французского авиамотора Hispano-Suiza 12 Yrs. По мнению японских экспертов отличия заключались лишь в деталях, связанных с увеличением развиваемой мощности. Влияние французских образцов было обнаружено при осмотре винта и некоторых приборов.

Японскими экспертами была очень высоко оценена система обогрева кабины пилота выхлопными газами. Кроме того, японцев настолько поразили эффективные пневматические тормоза основных стоек шасси истребителя ЛаГГ-3, что они были рекомендованы для установки на японские самолеты.



истребитель ЛаГГ-3 со стандартным советским камуфляжем обр. 1941 года (верхние поверхности – темно-зеленого и оливкового цветов, нижние поверхности – голубой) и с японскими опознавательными знаками


ЛаГГ-3 вскоре был восстановлен, и 27 сентябре 1942 года снова поднялся в небо. До 20 октября машину тестировал майор Ямамото (Yamamoto). В ходе летных испытаний на высоте 4270 метров была достигнута максимальная скорость 518 км/ч. Высоту 3000 метров ЛаГГ-3 набирал за 3 минуты 4 секунды, 8000 метров – 19 минут 12 секунд. При скорости 304 км/ч, запасе топлива 352 литра (бензин с октановым числом 92) и работе двигателя при 2100 об/мин продолжительность полета составляла 1 час 53 минуты.

В конце октября ЛаГГ-3 перелетел на авиабазу Мутиньчанг, где были продолжены изучение машины и её летные испытания, включая и учебные бои с армейскими истребителями Ki-27 и Ki-43. Японские пилоты высоко оценили разгонные и скоростные характеристики «лагга» и его высокую скорость пикирования. Среди недостатков ими были отмечены значительные усилия на ручку управления и

«маневренность как у кирпича».


пилот Йошида (Yoshida) на фоне трофейного истребителя ЛаГГ-3; аэродром Мутиньчанг, оккупированная Японией территория Китая. Трубка Пито заменена японской, лопасти воздушного винта имеют цвет неокрашенного металла, их законцовки покрашены красной краской



японский ЛаГГ-3 в испытательном полете. Вместо красных звезд нанесены опознавательные знаки ВВС Японии. Опознавательные знаки на бортах фюзеляжа имеют белую окантовку, на крыле они без окантовки



японский ЛаГГ-3 в испытательном полете. Вместо красных звезд нанесены опознавательные знаки ВВС Японии. Опознавательные знаки на бортах фюзеляжа имеют белую окантовку, на крыле они без окантовки


В ноябре ЛаГГ-3 должен был совершить перелет на расположенную на японских островах авиабазу Фусса. Полет должен был проходить с промежуточными посадками на территории оккупированных Китая и Кореи. Во время промежуточной посадки в Шеньяне лопнувшую камеру колеса шасси заменили на камеру от колеса Ki-51.

При выполнении взлета с аэродрома Фукуока произошел несчастный случай. Машину сильно занесло, и в результате «лагг» повредил шасси и завершил свою попытку взлета посадкой на брюхо. Пилот Йошида был легко ранен, тогда как самолет был серьезно поврежден и не подлежал восстановлению. В конечном итоге ЛаГГ-3 прибыл в Фуссу, но на грузовике и в разобранном состоянии.



  • [1] известный японский иллюстрированный ежемесячный авиационный журнал. Этот журнал отличается от остальных журналов авиационной тематики тем, что практически полностью состоит из одних фотографий



Ссылка
  • +0.40 / 4
  • АУ