Армения и Азербайджан
2,076,553 11,606
 

  Comandante ( Специалист )
  07 окт 2020 10:28:31

Иран включился в борьбу за Южный Кавказ

новая дискуссия Статья  1.380

Фото: www.imago-images
/Global Look Press
Текст: Дмитрий Бавырин.

Политическое противостояние вокруг войны в Карабахе приняло неожиданный оборот: со словами поддержки в адрес Азербайджана выступил Иран. Прежде в Тегеране поддерживали армян и неприязненно относились к Баку. Но теперь режим аятолл мыслит себя как новая шиитская империя, что неизбежно влечет за собой борьбу за Южный Кавказ с Россией и Турцией.
«Армения должна вернуть Азербайджану территорию Нагорного Карабаха». В этих словах Али Велаяти, советника по международным делам высшего руководителя Ирана (рахбара), нет ничего необычного только на первый взгляд.
Да, персы и азербайджанцы – шииты, при этом в Иране проживают миллионы азербайджанцев, один из которых – тот самый рахбар, духовный лидер Исламской республики Али Хаменеи. Всего этого вроде бы достаточно, чтобы поддержать соседа, но в том-то и дело, что прежде в Иране симпатизировали армянам, а в рамках текущего конфликта до его территории периодически долетают шальные азербайджанские снаряды.
Более того, существует подозрение, что смертельный враг Исламской Республики Израиль вооружает Азербайджан не против Армении, а против самого Ирана. Там знают, что в Баку с подозрением относятся к режиму аятолл, воспринимая его как источник экстремистских настроений.
Словом, чтобы Иран встал на азербайджанскую сторону, должно было произойти что-то значительное. Например, значительный рост имперских настроений среди иранской элиты, и без погружения в историю сразу трех империй в этом не разобраться.


Азадистан и другие
Территория современного Азербайджана долгие годы была одним из яблок раздора как раз таки для трех империй – Российской, Османской и Персидской, но последняя фактически вышла из борьбы после пятой по счету войны с русскими. В 1828 году при деятельном участии классика отечественной литературы Александра Грибоедова был подписан Туркманчайский договор, по которому Петербургу достались территории современной Армении, а земли азербайджанцев были разделены между двумя державами.
Сейчас азербайджанцев в Иране вдвое больше, чем в самом Азербайджане – до 20 миллионов человек, то есть до четверти населения Исламской Республики. В четырех ее северных провинциях они по-прежнему составляют большинство.


Граница, проведенная эдак «по живому», не могла не спровоцировать ирреденты – движения за воссоединение. Со своей стороны персы эту ирреденту подстегивали, поскольку относились к азербайджанцам как к подданным второго сорта из-за их культурной и языковой инаковости.
Полыхнуло тогда же, когда и во всей Европе – в Первую мировую войну. Пока Российская и Османская империя вели бои за Азербайджан, на севере персидской державы набирал силу тюркский сепаратизм. Сил не хватило – государство Азадистан просуществовало всего три месяца, после чего шах, избавившись от угрозы со стороны Советов и жестоко покарав мятежников, решил сплавить персов, азербайджанцев, курдов и прочих в единую иранскую нацию. На практике это вылилось в искоренение азербайджанского языка везде, куда доставали немногочисленные тогда чиновники.
Возможно, со временем репрессивные практики увенчались бы успехом, но в 1945 году СССР высадил на севере Ирана десант из советской азербайджанской интеллигенции, которая стала возвращать население к культурно-языковым основам.
Советские войска в регионе появились за четыре года до этого вместе с союзными им британскими. Шах Пехлеви провозгласил нейтралитет во Второй мировой войне, но при этом вел дела с Гитлером и во многом ему симпатизировал. После нападения Германии на СССР и создания антигитлеровской коалиции исходящие из этого риски сочли неприемлемыми – союзникам был нужен контроль за Северным Ираном для обеспечения Советского Союза нефтью и по линии ленд-лиза (в итоге через иранский коридор прошла треть от общего объема западной помощи).Сталин приказал отступать
В ходе советско-британской операции «Согласие» часть Ирана была оккупирована, что впоследствии создало условия для объединения всех азербайджанцев в границах СССР. По прямому приказу Сталина на севере персидского государства была провозглашена Демократическая Республика Азербайджан – ее-то и окормляли советские специалисты, пока советские военнослужащие охраняли это коммунистическое гособразование от персов.
Плану помешало сопротивление американцев, британцев и французов. Это был один из первых серьезных конфликтов между ними и Сталиным, положивший начало холодной войне. После достаточно короткой дипломатической схватки советский генералиссимус уступил – войска из Ирана вывели, азербайджанскую интеллигенцию эвакуировали, а многих из тех, кто остался, репрессировал шах. Борьбой с одной лишь азербайджанской национальной идеей он при этом не ограничился и принялся за «обиранивание» тюркского меньшинства с удвоенной энергией.Неудивительно, что впоследствии азербайджанцы почти единодушно поддержали Исламскую революцию и приняли в ней самое активное участие благодаря великому аятолле Мохаммаду Шариатмадари – сподвижнику Хомейни и азербайджанцу по происхождению. Сам он рассчитывал, что новая власть предоставит азербайджанцам культурную автономию, но этого не произошло:
рахбар продолжил политику шаха по централизации страны, кроваво подавив восстания разочарованных меньшинств, в первую очередь курдов и белуджи.

Азербайджанцы тоже пытались протестовать – и тоже были биты. Опасаясь больших жертв, Шариатмадари призвал их к смирению, что, наряду со статусом великого аятоллы, спасло ему жизнь – впоследствии он умер как пленник в собственном доме, а национальное движение иранских тюрок стало угасать. Не решившись на федерализацию страны и осознавая сепаратистскую угрозу, новые власти, тем не менее, приветствовали допуск национальных меньшинств к «социальным лифтам» и вернули им большинство культурно-языковых прав, включая прессу на родном языке.
В 1981 году премьер-министром Ирана стал азербайджанец Мир-Хосейн Мусави, пробывший на этом посту восемь лет. Его отставке предшествовала смерть Хомейни и провозглашение нового высшего руководителя – Али Хаменеи, еще одного этнического азербайджанца. Ситуацию можно сравнить с избранием чернокожего Обамы президентом США. Как известно, расизм в Америке от этого не исчез, то же можно сказать и про Иран – пренебрежительное отношение к тем азербайджанцам, которые предпочитают свой язык и культуру персидским, в стране осталось.
Пятнадцать и пять лет назад в Исламской Республике вспыхнули массовые протесты азербайджанцев. Поводом к ним послужили хамские выходки строго подцензурных властям СМИ. В одном случае карикатурист сравнил азербайджанцев с тараканами, имея в виду «мусорный» статус их языка.

Оба восстания не обошлись без жертв и репрессий, но хамов-провокаторов власти наказывали не менее жестко, чем митингующих.
Стоит признать, что в ходе тех событий сепаратистские призывы практически не звучали – была обида, но не было политического вызова. Что, впрочем, не означает, что подобных настроений в Иранском Азербайджане нет совсем, благо их есть кому раздувать.
Вашингтон явно рассматривает азербайджанцев как возможную «пятую колонну» и источник внутренней нестабильности в Иране. Ранее Госдеп неоднократно критиковал Тегеран за ущемление прав азербайджанцев, а лидер сепаратистского Движения национального пробуждения Южного Азербайджана Махмудали Чехраганлы бежал от властей не куда-нибудь, а именно в США.
Шиитам тоже нужна империя
В общем, несмотря на происхождение рахбара, у иранцев нет политических причин симпатизировать Азербайджану, напротив, есть весомые резоны этого не делать, что и проявилось в период первой войны за Нагорный Карабах.
Другой скандал вызвал комедийный скетч, в котором семья азербайджанцев перепутала зубные щетки с туалетными ершиками.
Сперва Тегеран действительно попытался втянуть постсоветский Азербайджан в свою зону влияния и поощрял культурный обмен с ним, но быстро испугался и заморозил почти все программы по сотрудничеству. Из-за длительного пребывания в составе СССР азербайджанцы казались аятоллам слишком светскими и свободомыслящими – они могли «развратить» иранских соплеменников.

Кстати, многие иранские азербайджанцы с этим согласны. В их отношении к северным соседям прослеживается брезгливая снисходительность как к заблудшим, недостаточно духовным и культурно обогащенным личностям.
Еще более значимой угрозой казался массовый патриотический подъем в Азербайджане из-за борьбы за Карабах – он мог перекинуться на север Ирана и распалить национальную гордость местного населения. В итоге после некоторых колебаний Тегеран поддержал Армению и закрыл въезд для азербайджанских беженцев.
Но теперь в настроениях аятолл что-то изменилось. Что именно?


оветник рахбара по международным делам – это значительная должность. Али Велаяти не стал бы говорить того, чего не согласовал с высшим руководителем. Но обратить внимание нужно на другое: не остановившись на поддержке территориальной целостности соседа, Велаяти упрекнул Анкару за разжигание военного конфликта и предложил помощь Тегерана как миротворца и посредника.
Это как будто отсылает к тем временам, когда Персидская и Османская империя боролись друг с другом за Баку. Турецкого лидера Реджепа Эрдогана действительно считают главным закоперщиком новой войны на Южном Кавказе, но за ее счет он решает в основном внутриполитические проблемы. 

Только ленивый не назвал текущую войну за Карабах свидетельством попыток воссоздания новой Османской империи. Она же может пробудить еще одну державу из прошлого – Персидскую, уже закаленную дипломатическим и военным противостоянием с турками в САР. Пока что в Тегеране призывают к миру, но сторону в конфликте там все-таки сменили, что свидетельствует о переосознании персами себя как чего-то большого и амбициозного – настолько, чтобы отныне не бояться азербайджанского сепаратизма и активно включаться в борьбу за Южный Кавказ, основательно позабытую за 150 лет.Иран же в данной ситуации может мыслить шире и исходить из взятой на себя миссии лидера и защитника всего шиитского мира. Азербайджан однозначно воспринимается им как часть оного, а Эрдоган этому миру – враг, что наглядно проявилось в Сирии, где иранцам, в отличие от турок, удалось достигнуть значительных успехов, усилить влияние и распалить амбиции.


Подмигивающий

ЗЫ. Если Иран открыто займет сторону Азербайджана и, по примеру Грузии, объявит блокаду военных грузов Еревану, положение Армении может стать критическим. «Христианская» Грузия, как фактический вассал Турции, играет при этом достаточно активную роль в самом конфликте при примерно 160000 собственного армянского и 230000 собственного азербайджанского населения. 
Отредактировано: Comandante - 07 окт 2020 10:32:04
  • +0.80 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (5)
 
 
  bvlad ( Специалист )
07 окт 2020 10:32:45

армяне  слишком самоуверенно поступили, отделившись от России в 91 году.  этот древний народ  может существовать нормально только в составе третьего Рима - России.  Поэтому пока не приползут  на коленях  к России , никто им не поможет 
  • +0.49 / 15
  • АУ
 
 
  ecxel ( Специалист )
07 окт 2020 10:36:12

Нафиг-нафиг. Потом опять начнётся: "Вы нас унизили, воспользовались нуждой и поэтому это вы нам должны а не мы вам."
Давайте-ка, пусть они куда-нибудь приползут не к нам.
  • +0.68 / 21
  • АУ
 
 
 
  bvlad ( Специалист )
07 окт 2020 10:39:15

так  и есть, пусть сами разбираются. не надо было отделяться. Армяне в развале  советской России  много  сыграли. Хотя по отдельности все прекрасные люди. Но   как им померещилась незалежность тут  крышей и поехали
  Как мы  им не помогали после  землетрясений, и прочего , все равно не помогло
  • +0.16 / 1
  • АУ
 
 
 
  Мельхиседек ( Практикант )
  07 окт 2020 11:02:53

Тут "куда-нибудь" приползут - это на кладбище.
Но тут главное то в том, что нам нужен весь Кавказ в сфере нашего полного влияния и не только он на этом направлении, а не одна Армения.
Вот этого то армяне просто не способны понять от слова совсем.
Узколобые националисты, не видящие дальше собственного носа.
Но Восток - дело тонкое, и ныне там в активной фазе развития слишком много игроков, много даже чисто региональных игроков (Россия, Турция, Иран, Грузия -  последняя мелковата, но свою игру играет), да, и Запад в лице США и Франции активничает тут, стремясь подгадить всем упомянутым выше трём основным странам региона одновременно, арабские монархии не дремлют вместе с Израилем, и Китай коридорчики себе торит через Кавказ тоже. 
Там на Кавказе сейчас реально очень и очень сложная игра, вот Россия и ведёт пока очень осторожную политику, явно выжидая, чтобы другие игроки раскрылись.
Так же ведут себя и другие великие державы.
Тут, типа, кто первый прокукарекал, тот и проиграл.
Баланс интересов в этом месте мира очень сложно соблюсти, а разрушить мир очень легко.
В идеале бы для нас ПОКА, лучше всего было бы, чтобы война в Карабахе сама затихла по простой причине истощения всех видов ресурсов у сторон, прежде всего человеческого куража, на что мы имеем обоснованные надежды, ибо в целом слабость морального духа воюющих сторон хорошо всем известна.
И если, обороняющие свои дома армяне имеют хоть какую-то вполне ныне им зримую мотивацию и тем самым гораздо более сильный дух, то накачка атакующей Карабах стороны наёмниками джихадистами говорит уже о многом.
  • +1.35 / 24
  • АУ
 
 
 
 
  Любопытствующий4 ( Специалист )
08 окт 2020 17:42:16

Смотрю по снимкам и видео - тепло в районе Карабаха пока что. А вот дорог - немного. Но в горах зима может наступить за одну ночь, эти самые немногочисленные дороги завалит по самое немогу. А дороги в горах на Кавказе чистят много дней, ибо местность не благоприятствует. Так что остановка логистики гарантирована с первым хорошим снегопадом. Ставлю на то, что как раз до первого хорошего снегопада и будут куражиться. Уже почти середина октября, ждать осталось не сильно долго.
  • +1.13 / 15
  • АУ