Ув. Кирилл (особое почтение), Анестер, Портос, Пешеход и все-все-все...
С интересом читаю ваше моделирование (точнее подготовку к моделированию)!
Вот буквально на днях по "Эхе" на передаче "Военный совет" выступал начальник ПВО генерал-лейтенант С.Н.Разыграев:
http://www.echo.msk.…2283-echo/Там он отметил несколько моментов. Цитирую:
С.РАЗЫГРАЕВ: Ну, в частности, можно сказать так, что система ПВО и вообще принцип ПВО – он не только в защите, но и в нанесении превентивного удара. Ведь, решать задачи ПВО можно не только в воздухе путем уничтожения пилотируемых, беспилотных средств, крылатых ракет и так далее. Но и нанесением упреждающего удара по аэродромам базирования этих средств, то есть уничтожение авиации, крылатых ракет на носителях, на аэродромах, на кораблях, на подводных лодках.
. . .
С.РАЗЫГРАЕВ: Ну, я так понял, вопрос и я хотел бы продолжить на него ответ. Я уже начал рассказывать про дела минувших дней, хочу перейти к делам сегодняшним. Так вот, задача, которая ставилась в советские времена – не пропустить ни одной цели к охраняемому объекту или прикрываемому объекту, она, в сущности, была несколько политизирована. Потому что, на мой взгляд, невозможно обеспечить стопроцентное уничтожение абсолютно всех средств воздушно-космического нападения противника. Поэтому методами математического моделирования, которыми мы владеем, в общем-то, было определено, какой же процент пилотируемой авиации, беспилотных средств необходимо уничтожить в массированном ракетно-авиационном ударе или в ходе операции, чтобы выполнить поставленную боезадачу. Потому что система ПВО работает не как одна, но она работает под воздействием противника. То есть противник и мы выполняем похожие задачи – они готовы уничтожить нас, а мы стараемся этого не допустить и сохранить прикрываемые объекты, как можно больший урон нанести противнику. Так вот, есть определенные нормативы, пользуясь которыми можно понять, что, уничтожая определенный процент пилотируемой авиации, задача может быть выполнена. Это не значит, что мы способны, должны быть способны уничтожить 100% летающей авиации.
С.БУНТМАН: А какой процент необходим, как вы считаете? Как считается?
С.РАЗЫГРАЕВ: Ну, порядка до 10% - это уже будет неприемлемый ущерб, который не позволит в дальнейшем проводить наступательную операцию или же наносить массированный ракетно-авиационный удар. И соответственно под этой цифрой строится соответственно. Ну, там много показателей. Главный, конечно – это процент или математическое ожидание, или вероятность сохранения прикрываемого объекта – это цель, квинтэссенция всей задачи. А уже потом разбивается на показатели и вероятность уничтожения или процент уничтожения пилотируемой авиации, систем разведывательно-ударных комплексов, систем управления, крылатых ракет и так далее. То есть все подсчитано, математика достаточно интересная и хорошая вещь, к которой можно подойти для оценки ситуации, для оценки выполнения задачи.
. . .
С.РАЗЫГРАЕВ: Вы знаете, в любом случае отдельный предмет лучше. Я, конечно, еще раз повторяю, некорректный я привожу пример, но для того, чтобы аудитория понимала. Иногда многофункциональность полезна, иногда не очень. Потому что многофункциональность к чему приводит? К удорожанию, к весьма большому удорожанию разработки системы, изготовления. Иногда, может быть, поставленная задача должна решаться комплексированием. То есть одни комплексы предназначены для одних задач, другие для других.
Ну, например. Вот сейчас нами разрабатывается в теории и практике градация следующая. Есть несколько групп зенитно-ракетных систем – дальнего действия, средней дальности, малой дальности ближнего действия и непосредственного прикрытия – вот 4, я бы так разделил. Ну, нишу дальнего действия, как мы уже сказали, есть реальный живой комплекс С-400, который несет боевое дежурство уже второй год и находится в эксплуатации. Средней дальности яркий представитель – это С-300. Но они, понимаете, они пересекаются где-то, потому что комплексы гениальностью мысли конструктора сделаны таким образом, что могут управлять друг другом, могут использовать ракеты друг друга. То есть, ну, грубо говоря, унитарный патрон, который подходит и к автомату, и к винтовке, и так далее. Это прекрасная идея, которая была воплощена в жизнь: С-400 может стрелять ракетами С-300, ну и так далее, те ракеты, которые используются в С-400 могут быть использованы С-300. Вот в этом, я считаю, замечательная идея конструктора, которая воплощена в жизнь. Соответственно, малой дальности ближнего действия – ну, могу привести примеры, там их много, целый ряд – Ну, Тор-М2, Панцирь-С, который недавно в ходе боевого содружества-2009 в Ашулуке эффектно, подчеркиваю, эффектно – насчет эффективности мы можем еще поговорить – хотя и эффективно уничтожил воздушную цель и пушечным вооружением в щепки разнес, эффектно, подчеркиваю, наземную цель.
Ну, а непосредственного прикрытия – это могут быть переносные комплексы и новые системы, которые сейчас в разработке. Ну, я не буду о них преждевременно говорить, но, поверьте, мне хорошо известно, что такие разработки есть и они в самые ближайшие годы появятся у нас на вооружении.
И так далее (рекомендую ещё раз просмотреть/прослушать начальника ПВО)...
В общем-то всё правильно (вы - молодцы! своим умом дошли!): "пассивное" ПВО будет задавлено в лбом случае рано или поздно! Так что надо наносить превентивные удары по базам (аэродромам) и носителям средств поражения. Но, если ввести и этот фактор в модель, то она непомерно усложнится и разрастётся. Потом ещё спецназ "пойдёт в игру", боевые пловцы и парашютный десант. Наверное, хотя бы для начала, не стоит так усложнять модель. Но! При этом можно ввести определённые ограничения по
уровню неприемлимости потерь. С одной стороны, как я понял, прикрываемый ПВО объект является
абсолютной ценностью, т.е. его потеря означает "шах и мат". Точно так же с другой стороны, нападаяющая сторона готова расстратить 100% своих ракет и самолётов, т.к. и для неё этот объект является "абсолютно ценной целью" (как Король в шахматах).
Но вот генерал-лейтенант в своём интервью "Эхе" отметил, что срыв любого налёта считается, если из средств нападения выбито около 10% носителей. Вот по КР, может не стоит вводить такие ограничения - они "тупые и бездушные", после запуска "домой не развернуть", так что их надо уничтожить 100% "в волне". А вот с самолётами как? Может ввести какое-то ограничение (допустим не на 10%, а на 50%), когда "энное" количество самолётов в одной волне выбито, то эта атака должна захлебнуться (до следующей)? Или всё-таки будем считать, что у лётчиков нападающей стороны у всех поголовно "железные яйца"? Кроме того, дико извиняюсь, не заметил или пропустил (начальные условия часто менялись), учитывается время и возможности самих носителей КР и самолётов? Предусматривается, что с одной палубы авианосца не могут взлететь все самолёты разом, что их надо поднимать из ангаров и подводить к катапультам, число которых на одном авианосце резко ограничено макс.четырьмя? Или самолёты поднимаются в воздух, создают "рой", а потом волной нападают на "жертву"? Тогда необходимо ограничить время нахождения в воздухе по топливу... Интервалы (задержки) между запусками КР вроде бы ввели, так?
Так что может быть не вводить ПЛ и корабли противодействия, морской спецназ, парашютистов и прочие усложняющие вещи, но ввести реальные ограничения на само ПВО и средства нападения? Или ввести некий коэффициент
стоимости атаки, а потом уже построить некий график стоимости "расхода" самолётов, КР и зенитных ракет. По самолётам и "томахокам" стоимости приблизительно известны. По пилотам - "у них железные яйца", а объект поражения - "вожделенный абсолют". Так что будем считать, что пилоты все поголовно катапультируются, а их успешно подбирают из воды...
В общем, сомнения меня гложат, но читать вас очень интересно! ::)