Гражданская война в России - причины, методы, действующие лица
98,215 460
 

  AndreyK-AV ( Практикант )
23 окт 2020 21:15:17

Поражение Дальневосточной армии. Как ликвидировали «читинскую пробку»

новая дискуссия Дискуссия  185




Поражение Дальневосточной армии. Как ликвидировали «читинскую пробку»

100 лет назад советские войска нанесли решительное поражение белой Дальневосточной армии и освободили Читу. Атаман Семёнов и остатки его армии бежали в Маньчжурию.


Общая ситуация в Забайкалье

Перед арестом, в январе 1920 года «верховный правитель» Колчак передал генералу Семёнову всю полноту военной и государственной власти на территории «Российской восточной окраины». Атаман Григорий Семёнов сформировал читинское правительство. В феврале 1920 года остатки армии Колчака соединились с частями Семёнова. Была создана белая Дальневосточная армия под командованием генерала Войцеховского. Затем он поссорился с верховным главнокомандующим и армию возглавил Лохвицкий. В составе армии было три корпуса: 1-й Забайкальский корпус (Читинская стрелковая и Маньчжурская особая атамана Семенова дивизии), 2-й Сибирский корпус (Иркутская и Омская стрелковые дивизии, Добровольческая бригада и Сибирский казачий полк), 3-й Поволжский корпус (Уфимская, Сводная стрелковая и Оренбургская казачья дивизии, Волжская сводная отдельная им. генерала Каппеля и 1-я отдельная кавалерийская бригады). Также армию Семёнова поддерживали местные забайкальские, амурские и уссурийские казаки, Азиатская конная дивизия барона фон Унгерна.

Красная Армия остановилась на рубеже озера Байкал. Это было связано с военно-политическими причинами. Добить белогвардейцев и белоказаков в Забайкалье советским войскам было вполне по силам. Однако здесь интересы Советской России сталкивались с планами Японии. Японцы во время Гражданской войны в России вели свою игру. Когда США и другие державы Антанты начали уходить из Сибири и Дальнего Востока, Япония осталась. Японцы хотели сохранить буферные марионеточные образования на Дальнем Востоке, включить их в орбиту Японской империи. Японцы имели в России сильную, хорошо вооруженную и дисциплинированную армию. Могли активно поддержать антисоветские, белогвардейские силы, создать сильную угрозу Советам вроде армии Колчака. В условиях продолжения смуты в стране и войны с Финляндией и Польшей Москва не могла себе позволить войну с Японской империей.

Поэтому советское правительство придумало интересный ход. В апреле 1920 года была учреждена буферная Дальневосточная республика (ДВР) со столицей в Верхне-Удинске (ныне Улан-Удэ). В состав ДВР вошли Амурская, Забайкальская, Камчатская, Приморская и Сахалинская области. Ей передавались права России в зоне КВЖД. Но сначала власть Временного правительства ДВР фактически распространялась только на территорию Западного Забайкалья. Только в августе 1920 года исполком Амурской области согласился подчиниться Временному правительству ДВР. При этом западные и восточные области ДВР разделяла «читинская пробка» — занятые семёновцами и японцами районы Читы, Сретенска и Нерчинска. Формально это было независимое государство со всеми соответствующими символами и институтами, с капиталистическим укладом экономики, но де-факто полностью подчиненное Москве. На основе советских дивизий и красных партизан была создана Народно-революционная армия (НРА). Создание ДВР позволяло избежать войны с Японией и одновременно с помощью НРА добить белогвардейцев на Дальнем Востоке.




Григорий Михайлович Семёнов, глава читинского правительства Российской восточной окраины, главнокомандующий Дальневосточной армией





Командующий Дальневосточной армией, начальник её штаба генерал Николай Александрович Лохвицкий


Читинские операции

Численность белой Дальневосточной армии в марте—апреле 1920 года в районе Читы составляла около 20 тыс. бойцов при около 80 орудиях и 500 пулеметах. Продолжавшаяся крестьянская война, действия красных партизан вынуждали белое командование держать в районах Нерчинская и Сретенка свыше половины своих сил. К западу от Читы и в самом городе было около 8,5 тыс. солдат. Также белых поддерживала японская 5-я пехотная дивизия – свыше 5 тыс. человек при 18 орудиях.

С целью ликвидации «читинской пробки» правительство ДРА организовало наступление. В состав НРА под командованием Генриха Эйхе в это время входили 1-я Иркутская стрелковая дивизия, партизанские отряды Морозова, Зыкина, Бурлова и др. В стадии формирования были Забайкальская стрелковая дивизия и Забайкальская кавалерийская бригада. В первой Читинской операции участвовало около 10 тыс. бойцов при 24 орудиях и 72 пулеметах. Перед началом операции, 4-5 апреля красные партизаны атаковали и на несколько часов захватили станцию Сретенск, отвлекая внимание противника на восточный фланг. 10-13 апреля началось наступление основных сил Народно-революционной армии. Так как японцы занимали позиции вдоль железной дороги, красные наносили главный удар с севера через перевалы Яблоневого хребта. Здесь наступала левая колонна под началом Бурова (более 6 тыс. человек). По линии железной дороги должна была пойти правая колонна Лебедева (2,7 тыс. человек). Она выходила к Чите с юго-запада. Японцы отошли к Чите, отряд Лебедева вышел к станции Гонгота, где красные были остановлены белыми и японцами.

1-я бригада Иркутской дивизии форсировала перевалы, спустилась в долину реки Читинки. Войска НРА начали с севера продвигаться к Чите. С северо-запада и запада наступление поддерживали 2-я и 3-я бригады НРА. Белогвардейцы откатились к Чите, возникла угроза их решающего поражения. 12 апреля отряд Бурова прорвался к северной окраине Читы, но под давлением японцев народоармейцы отступили. В результате режим Семёнова удержался только при помощи японских интервентов. Кроме того, у НРА не было решающего превосходства в числе и вооружении.

К началу второй читинской операции НРА была значительно усилена. Для координации действий с партизанами 22 апреля был создан Амурский фронт (командующий Д. С. Шилов, затем С. М. Серышев). Он насчитывал на 20 тыс. штыков и сабель. Теперь Белая армия должна была воевать на два фронта. Однако противник также усилился. Японская читинская группа была усилена пехотным полком и 3 тыс. сводным отрядом, переброшенным через станцию Маньчжурия. Командование НРА разделило войска на три части: правая колонна под командованием Кузнецова наступала в обход Читы с юга; средняя колонна Неймана с запада; левая колонна Бурова – с севера и северо-востока. Партизанские отряды Амурского фронта действовали на Сретенск и Нерчинск. Главный удар наносили: с севера — отряд Бурова (1-я и 2-я бригады 1-й Иркутской дивизии) и с юга — колонна Неймана (3-я бригада). Наступление началось 25 апреля, но к началу мая уже провалилось. Неудача была вызвана ошибками управления, несогласованностью действий трёх колонн и амурских партизан. В результате семёновцы смогли осуществить маневр по внутренним операционным линиям, перебросить подкрепления и отбросить противника.




Поражение Дальневосточной армии

Летом 1920 года положение ДВР упрочилось, а положение правительства Семенова ухудшилось. В июне—июле 1920 г. белогвардейцы развернули последнее широкое наступление в Забайкалье. Дивизия Унгерна действовала в направлениях на Александровский и Нерчинский заводы в координации с 3-м стрелковым корпусом генерала Молчанова. Белые не могли добиться успеха. В августе барон фон Унгерн увёл свой отряд в Монголию. Амурский фронт получил подкрепление в виде группы военных и политических советников. Партизанские отряды переформируют в регулярные полки. Боеспособность и дисциплина войск Амурского фронта значительно повысилась. Расширение сферы партизанского движения создало реальную угрозу потери пути сообщения японской армии по Маньчжурской дороге. Также на Токио оказывали давление страны Запада. Японское правительство вынуждено было пойти на переговоры с властями ДВР. Переговоры начались 24 мая на станции Гонгота и проходили с большим трудом. В июле было заключено перемирие. Японцы начали эвакуацию войск из Читы и Сретенска. В первую очередь японцы оставили восточные районы Забайкалья.

Одновременно из этих районов эвакуировались части 2-го стрелкового корпуса белой Дальневосточной армии, которые перебазировались в район Адриановки – Оловянной. В связи с эвакуацией японской армии в рядах белого командования возник раскол. В августе—сентябре 1920 года началось обсуждение эвакуации Белой армии. Большинство командиров считало, что надо уходить из Забайкалья в Приморье. Дело было не только в военной поддержке японцев, но в их линии снабжения. Без снабжения Дальневосточная армия была обречена. В Приморье ещё со времени мировой войны располагались склады с оружием, боеприпасами и снаряжением. Главнокомандующий Семёнов считал, что белогвардейцы и без японцев устоят в Забайкалье и красные не прорвутся через Читу. Дальневосточная армия в это время насчитывала около 35 тыс. штыков и сабель, 40 орудий, 18 бронепоездов. Но армия была ослаблена разногласиями среди командования, уходом японцев, что вызвало падение духа у солдат. Также появилась надежда на возможность соглашения с ДВР, вызвавшая разложение войск.

Западнее Читы была установлена нейтральная зона. Поэтому центр тяжести борьбы с семёновцами был перенесён в полосу действий Амурского фронта. Фронт насчитывал до 30 тыс. бойцов, 35 орудий, 2 бронепоезда. Командование НРА планировало прикрыться дружинами самообороны, партизанами, которые якобы не признают ни белых, ни красных. Наступление Амурского фронта прикрыли «восстанием народа». Партизаны начали активные действия севернее и южнее Читы с 1 октября 1920 года. К моменту вывода японских войск из Читы 15 октября 1920 части НРА заняли исходные позиции и начали решительное наступление. Главный удар наносился по линии Нерчинск – станция Карымская. Для белых этот удар стал неожиданным. В Чите привыкли к довольно длительной (в условиях Гражданской войны) мирной паузе. Велись переговоры Читы и Верхе-Удинска. В Забайкалье стали верить в «независимость» ДВР от Советской России, в возможность выборов в Учредительное собрание, которое объединит Забайкалье и Дальний Восток. Бывшие каппелевцы во главе с генералом Войцеховским даже предлагали включить их корпуса (2-й и 3-й корпуса) в состав НРА. Однако все эти переговоры только скрывали подготовку народоармейцев к решительному удару.

Утром 19 октября 5-я бригада нанесла удар по станции Урульга, которую обороняла белогвардейская бригада. Неожиданностью для противника стало появление 4 танков, тайно вывезенных подпольщиками Владивостока с военных складов и привезённых в Забайкалье. Взяв Урульгу и Кайдалово, красные на следующий день захватили Китайский разъезд, перехватив железную дорогу Чита — Маньчжурия. Вечером 21-го народоармейцы вышли к окраинам Читы. В этот же день на восточном фланге красные взяли Карымскую и Маккавеево. Белые начали эвакуацию из Читы, где накануне подняли восстание красные боевые дружины. 3-й корпус Молчанова без боя оставил город. Сам атаман Семёнов, бросив свою армию, бежал из Читы на аэроплане.

Утром 22 октября 1920 года части НРА заняли Читу. Семёновцы, сумев прорваться к Карымской, на станции Кручина уничтожили бронепоезда, форсировали р. Ингода и двинулись на юг по Акшинскому тракту. После этого основные события переместились на Маньчжурскую ветку, где располагались 2-й и 1-й корпуса Дальневосточной армии. Белое командование сделало отчаянную попытку переломить сражение в свою пользу, чтобы провести эвакуацию в благоприятных условиях. 22 октября части 2-го корпуса атаковали Агу и попытались прорваться к Карымской. Три дня шли упорные бои, контратаки белогвардейцев были отражены. 28 октября 2-я Амурская стрелковая дивизия нанесла удар на Могойтуй. Под угрозой окружения белые отошли к Оловянной, но и там не смогли удержаться. Возникла возможность нового «котла», созданного прорывом частей 1-й Амурской дивизии в Бырке, семёновцы отошли к Борзе, затем к Мациевской. Красная кавалерия отрезала противнику возможность отхода в Маньчжурию по железной дороге. Остатки Белой армии пытались отбить Мациевску, но не смогли. Отчаявшись уйти по железной магистрали, белогвардейцы вынуждены были уходить по степи, бросив 12 бронепоездов, тяжелое вооружение (орудия и пулеметы) и основную часть боеприпасов.




В ноябре разбитые части Дальневосточной армии под командованием генерала Вержбицкого ушли в Маньчжурию. Во время движения по КВЖД белые части были в основном разоружены китайскими властями. Белогвардейцы осели в полосе КВЖД и в Харбине, который тогда считался «русским» городом. Часть семёновских казаков в виде белых партизанских отрядов расселялась по Бурятии, Монголии и Туве. Другая часть перешла на сторону Красной Армии или красных партизан. Семёнов пытался восстановить свою власть, но был отвернут большинством командиров. Затем атаман отправился в Приморье, где ещё стояли японцы и власть принадлежала коалиционному правительству. Но и там его не приняли и выслали. В 1921 году под видом рабочих многие бывшие каппелевцы и семёновцы прибыли в Приморье и весной захватили власть во Владивостоке.

Таким образом, «читинская пробка» была ликвидирована. Чита стала новой столицей Дальневосточной республики, её западная и восточная части были объединены.
  • +0.01 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!