Спецслужбы
1,456,425 8,708
 

  Vediki977 ( Слушатель )
25 окт 2020 15:52:56

Конец "Черного ангела"

новая дискуссия Статья  237

В День подразделений специального назначения ВС РФ (День военного спецназа) (70-летняя годовщина) решил выложить в блог статью Александра Егорова, непосредственного участника спецоперации на российско-грузинском участке государственной границы по уничтожению банды Руслана Гелаева в 2003 году.
Статью выкладываю "как есть", не смотря на то что не готов обсуждать и подвергать сомнению то, что автор называет "официальной версией" гибели Гелаева, учитывая личные знакомства с родственниками погибших сотрудников, впоследствии отмеченных высоким званием Героя России. Также, не готов вступать в полемику и разборки формы "забыли, не наградили" и т.п. ТС сам несколько раз снимал фугасы на пути следования воинских колонн "за спасибо".
Прошу учитывать большой размер статьи, поскольку оригинальная была разделена на три части и выкладывалась в разных выпусках газеты "Спецназ России".


Автор статьи


ОПЕРАЦИЯ В ГОРАХ АНДИЙСКОГО КОЙСУ
Двадцать восьмого февраля 2004 года одиозный боевик Руслан (Хамзат) Гелаев был убит в ходе столкновения с нарядом «зеленых фуражек» вблизи заставы «Бежта». «Чёрный ангел» случайно наткнулся на двух пограничников, которых застрелил в ходе перестрелки, однако и сам получил тяжелое ранение — кость руки была перебита и повисла на сухожилиях.


В 1992‑1993 годах Гелаев участвовал в грузино-абхазском конфликте в составе отрядов Конфедерации горских народов

Истекая кровью, Гелаев преодолел несколько сотен метров, присел у дерева на берегу реки и отрезал себе раненую руку. Спустя несколько минут он умер от потери крови и болевого шока.
29 февраля 2004 года около 15 часов по местному времени тело Гелаева было обнаружено отрядом пограничников. Погибшим контрактникам Мухтару Сулейманову и Абдулхалику Курбанову посмертно присвоили звание Героев России. Это официальная версия.
По второй версии Гелаев погиб 29 декабря 2003 года, не то попав под обстрел с вертолета, отправленного на поиски пропавших бойцов, не то был погребен сошедшей снежной лавиной.
Мне же известна третья версия, поскольку я принимал непосредственное участие в событиях, связанных с ее появлением.
Как сказал один из участников КТО (контртеррористическая операция - прим. Loraine):
«Это успех совместной операции, находившейся под непосредственным контролем Верховного Главнокомандующего — президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, освещавшейся всеми российскими СМИ, державшей в напряженном двухнедельном ожидании и надежде весь народ, населяющий нашу страну. Данная операция стала отправной точкой ухода многих одиозных личностей и главарей бандформирований».
Одиннадцать лет мы молчали, т.к. служили и с нас взяли подписки о «неразглашении». Но, как оказалось впоследствии, мы к этой операции «не были причастны». Просто наши награды кто-то получил, на этом была сделана чья-то блестящая карьера. Все банально и просто…
Но мы не в обиде и благодарны за этот прекрасный урок, который научил нас любить, уважать и понимать этот мир. Вышли мои статьи в журналах «Братишка» и «Офицеры России». Хотелось исторической правды. Хотя бы так — чтобы ребят признали.
Также на сайте «Кинопризыв» в разделе «Конкурсные работы» размещен сценарий «Охота на «Чёрного ангела»» Дмитрия Пинчукова — это разрез спецназа ГРУ. Кстати, наши коллеги из ГРУ нас признали и готовы сделать изменения в сценарии.
Итак, расскажу все по порядку…

ВОЕННЫЙ ПУТЬ ДО КАВКАЗА
Мое детство прошло в Москве, в районе Верхнего Гольянова, и я, как городской ребенок, впитал в себя с молоком матери, что в нашей стране все люди братья. В советский период мы были дружными национальными республиками, сплоченными с Россией, теми, которые никогда не могут отколоться от нее.
В принципе и разницы особой между русским, азербайджанцем, татарином, грузином, армянином или жителем Дагестана в Москве советского периода особо не виделось. Одни немного темнее, другие светлее, хоть и говорят на разных языках, но зато все знают русский и легко на нем общаются. А религиозные различия… Да мы о них и не задумывались и не знали.
В советский период служба в армии всегда считалась почетной обязанностью. Каждый молодой человек уже с детства готовил себя к службе в Вооруженных Силах. Хотя она всегда таит в себе много опасностей и неожиданностей.
Я активно готовился к армии: занимался в секциях легкой атлетики, бокса, классической борьбы, увлекался горным туризмом, исходил весь Крымский полуостров, имел спортивные разряды по многим видам спорта. Перед армией прошел допризывную воздушно-десантную подготовку в ДОСААФе. За время учебы совершил около пятидесяти прыжков с парашютами Д-5 и Д-6.
В 1986 году я был призван в Вооруженные силы СССР. Отслужив срочную службу в 7-й Гвардейской Воздушно-десантной дивизии в г. Каунасе Литовской ССР, попал на учебу в Гайджюнайскую школу прапорщиков ВДВ — знаменитую школу в воздушно-десантных войсках (остряки дали ей название «школа «Абвера»»).
Школа имела свои традиции и отличалась опытными командирами. Ее офицеры, имевшие за плечами войну в Афганистане, делились с нами своим опытом. Ежедневно мы, курсанты, совершали 25-километровые марш-броски, кроме субботы и воскресенья. Раз в полгода проводились тактические учения с марш-броском на 100 километров.


Бойцы разведывательного взвода во время подготовки к боевому выходу


После окончания школы прапорщиков снова была служба в родном 108-м Гвардейском парашютно-десантном полку. За это время пришлось оказывать помощь жителям Армении после землетрясения, а также наводить конституционный порядок в Азербайджане и Литве.
В 1990 году я поступил в Краснодарское военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко и после окончания учебы, получив распределение, был направлен в 299-й Гвардейский парашютно-десантный полк на должность помощника начальника штаба по специальной связи и режиму секретности.
В начале 1990-х, как и многие другие граждане страны, я остро переживал бурные события в стране, развал великой Державы. Обе чеченские кампании оказали большое влияние на меня и на мою судьбу.
В декабре 1994 года десантники нашего полка вошли в состав сводного батальона. К сожалению, принять непосредственное участие в боевых действиях должность офицера-шифровальщика мне не позволяла.
Вскоре я уволился из армии по сокращению штатов, но душа, воспитанная в советском духе, не находила себе применения на гражданке, и через некоторое время я оказался в 487-м Железноводском пограничном отряде особого назначения (ПОГООН) на должности командира разведывательного подразделения.

СПЕЦНАЗ «ЗЕЛЁНЫХ ФУРАЖЕК»
В войсковой разведке «зеленых фуражек» я прослужил около пяти лет. При ведении боевых действий мне повезло, как никому. Были результаты, победы, а главное — Бог миловал, не было у меня в подразделении боевых потерь. В ходе огневых контактов, будь-то на территории Чечни, Ингушетии или Дагестана, удача всегда была на нашей стороне. Ничем иным, как Божьим проведением, свое везение я не могу объяснить.
Конечно, ни с того, ни с сего не повезет. Требуется еще смекалка, отвага, смелость, знание тактики и психологии войны и не надо бояться. Подвигов я не совершал, просто хорошо делал свою работу. При этом видел, как их совершали мои подчиненные, но из-за отсутствия боевых потерь никто из солдат срочной службы не получал государственных наград. Хотя рапорта на награждение личного состава я своевременно направлял.


Александр Егоров (во втором ряду — справа) на учёбе в Гаджюнайской школе прапорщиков

Мне, например, больше запомнились неудачи, те самые неудачи, когда на душе, как говорят, кошки скребут, когда непричастных награждали, а невиновных наказывали. Каждый помнит то, что ему больше запоминается. Они ведь, эти неудачи, больше дают человеку опыта, чем успех!
О подвигах у нас рассказывают много. Где-то чуточку приврут. Неважно, как подразделение отработало свою задачу, главное, с точки зрения начальства, побольше крови — чтобы в подразделении были раненые и погибшие, тогда и представление будет к государственным наградам.
На войне неопытного начальника видно сразу. Как правило, его ошибки исправляют подчиненные своими геройскими поступками, которые называют подвигом. Часто личный состав погибает, не выполнив боевую задачу. А выполнить и остаться в живых — это не каждому дано.
Подвиг с большими потерями, на мой взгляд, это бездарность руководителей или неумение начальников предвидеть боевую ситуацию и принять грамотное решение или, еще хуже, на нем делается чья-то блестящая военная карьера. Я не сторонник таких подвигов.
К сожалению, на любой войне боевые потери неизбежны. Война — это, прежде всего, военное искусство, где жизнь и смерть стоят рядом. Поэтому, по моему мнению, каждый начальник и командир обязан стремиться свести боевые потери к минимуму. Если же обстоятельства складываются в его пользу, то стараться проводить боевые действия без потерь — это уже талант, переходящий в военное искусство.
Пограничные войска отличаются от частей и подразделений Минобороны и внутренних войск МВД своими задачами и менталитетом личного состава, поэтому, с одной стороны, мне было легко, с другой — приходилось многому учиться.
Основная задача линейных пограничных отрядов, пограничных застав, за которыми закреплены участки границы — это охрана границы. При ее переходе бандами или при нахождении их в приграничной зоне, сил и средств застав не хватало. Тут-то и приходили на помощь им пограничные отряды особого назначения, которые осуществляли поиск, обнаружение и уничтожение боевиков. По сути, наша работа укладывалась в промежуток, когда заставы уже не справлялись, а применение войск еще не требовалось.

МЕСТНАЯ СПЕЦИФИКА
В нашу задачу входила работа на опасных участках границы по всему Северному Кавказу: от Дагестана до Краснодарского края и Астрахани. Приходилось много общаться с местными жителями, а это предполагало знание менталитета и особенностей местного населения. Вот тут-то и развеялись мои детские и юношеские впечатления.
В целом, Кавказ населен честными, добрыми, открытыми, в чем-то даже наивными людьми. Со многими я познакомился, некоторые стали мне друзьями и если бы не они, то вряд ли были возможны события, о которых я буду писать дальше. Но нас, прежде всего, интересовали нарушители границы и участники бандитского подполья. А это совсем другая категория людей.


Полученная Александром Егоровым (справа) воздушно-десантная подготовка очень пригодилась ему в горах Северного Кавказа

История Кавказа — это история многовековых войн и постоянных миграций различных народов. Местная земля хранит предания о князе Русколани Бусе Белояре, вожде гуннов Аттиле, Святославе Киевском, походе ордынских ханов Субудая и Джебе. Помнит она времена Скифской, Гуннской, Византийской империй, Хазарского каганата, Великой Булгарии, Монгольского ханства и Османской империи, казачьей «республики», позже царской России и Советского Союза.
Религия также оказала сильное влияние на людские души данного региона. В советское время мы вряд ли бы задумались о такой «мелочи», как религия. В те времена она была в глубоком подполье, и все советские люди казались более-менее одинаковыми. Но после развала Советского Союза религиозные воззрения заполнили идеологический вакуум, и полилась человеческая кровь.
Основной религией Кавказа издавна был ислам.
После кавказской войны Российская империя ввела на Кавказе суннитский ислам отсталой Османской империи, поставив во главе мусульманских общин имамов, прибывших с балканских земель. Однако эта практика оказалась взрывоопасной. Доминирование суннитов очень возмущало шиитов и также стало камнем преткновения в отношениях между суфийскими орденами — «тарикатами» в районах Андийского и Аварского койсу, а также Чечни. Имея доктринальные расхождения, суфии, тем не менее, сообща настраивали верующих Кавказа против России.
Суфийский орден «Накшбандийа» стал опорой повстанческого движения, базировавшегося в горах Кавказа, а поэтому известного как «горское движение». Эти горы оставались неподвластными российскому контролю до 1859 года, пока не был схвачен и отправлен в почетную ссылку имам Шамиль. Многие накшбандийцы были отправлены в Сибирь и Среднюю Азию. В Средней Азии они позже безуспешно пытались провести фундаменталистскую реформацию.
Во время гражданской войны они организовали повстанческое движение басмачей. На Кавказе вместо накшбандийцев на передний край борьбы с Россией вышли суфии из ордена «Кадирийч», основанного шейхом Кунтой-Хаджи (около 1830-1867 гг.).
После разгрома сил имама Шамиля орден «Кадирийя» объявил России джихад, т.е. «священную войну». Это противостояние продолжалось до 1944 года.
Во время Второй Мировой многие поволжские и кавказские накшбандийцы и кадирийцы, согласно данным НКВД, сотрудничали с немецкими захватчиками, вступали в добровольческие «эскадроны смерти» и регулярные войска СС.
После депортации народов Кавказа и Поволжья на территорию Центральной Азии, ислам, как массовая религия, прекратил свое существование на несколько десятилетий.
Распался Советский Союз, и вся эта территория погрузилась в хаос. Как спичка, вспыхивали этнические конфликты на Кавказе.


Служба на Кавказе в 487‑м Железноводском пограничном отряде особого назначения

Девяностые годы были периодом полномасштабной войны между сепаратистами, наемниками Ближнего Востока, с одной стороны, и федеральных сил — с другой. Войну эту искусственно разжигали иностранные спецслужбы.
В разные периоды различные течения ислама становились идеологической базой борьбы против России. В царское время это был мюридизм, в начале 2000-х — ваххабизм, «чистый Ислам». Бандиты, чтобы оправдать свои действия, стали прикрываться этим религиозным направлением и вербовать новых членов подполья. В приграничных районах у них были базы и маршруты на сопредельную территорию, где они отдыхали и пополняли запасы материальных средств....
Полная статья по ссылке
Очень советую.
  • +0.31 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!