ЦитатаСамолёт Ту-154 совершил последний в России гражданский перелёт
28.10.2020
Единственный из оставшихся в российской гражданской авиации Ту-154 совершил последний полет.
Борт компании "Алроса" доставил 140 пассажиров из якутского города Мирный в Новосибирск.
В 2002 году этот лайнер принадлежал Мирнинскому авиапредприятию, а в 2013-м пополнил авиапарк "Алросы".
За 7 лет службы в авиакомпании "Алроса" Ту-154М выполнил 737 рейсов в обе стороны, перевез 160 тысяч пассажиров (в среднем по 108 пассажиров за рейс).
По словам гендиректора компании Андрея Гулова, у воздушного судна заканчивается действие сертификата летной годности. После вывода из эксплуатации самолет останется в новосибирском аэропорту Толмачево, пока не будет принято решение о его дальнейшей судьбе.
"Алроса" — единственная компания, которая выполняла в последние годы регулярные авиаперевозки на Ty-154М и Ту-134. В мае прошлого года свой последний рейс совершил Ту-134 (RA-65693), после чего его передали в Музей истории авиации "Толмачево". В сентябре 2018-го в новосибирском аэропорту состоялась торжественная церемония встречи знаменитого Ту-154М "Ижма", который авиакомпания "Алроса" также передала на хранение в музей.
https://ria.ru/20201…65614.htmlНебольшой экскурс в историю.
Разработка советского среднемагистрального самолёта нового поколения, предназначавшегося для замены Ту-104, Ан-10 и Ил-18, началась в ОКБ Туполева в 1963 году под руководством главного конструктора Д.С. Маркова. Затем главным конструктором стал С. М. Егер, а с 1975 года — А. С. Шенгардт. В конкурсе также участвовал проект ОКБ Ильюшина Ил-72, который не получил дальнейшего развития.
Малоизвестные нереализованные конкуренты Ту-154 и Ту-134 - Ил-70, Ил-72, Ил-74:
Из книги Ф.И.Чуева "Ильюшин"
В кабинете Ильюшина стоит макет самолета, в котором я без труда узнал Ту-154 и удивился, почему он здесь.
- Нет, - объяснили мне, - это Ил-74.
В 1965 году у нас не было еще самолетов средней дальности и разработку проекта взяли на себя Туполев и Ильюшин. На Казанском заводе строили Ил-62, и Ильюшин решил, сохраняя сечение этого самолета, новую машину сделать покороче, а вместо четырех двигателей установить три. Естественно, уменьшили крыло, а носовую часть фюзеляжа и часть хвостовой делали по 62-й машине. Таким образом, можно было использовать отдельные детали Ил-62, как из детского конструктора...
На коллегии у министра Дементьева слушали два проекта - Ил-74 и Ту-154. Доложил Ильюшин. Осмотрели, сказали - все хорошо. По 154-й машине докладывал С. М. Егер. После него выступил снова Ильюшин и спокойно, коротко, ясно доказал, что взлетный вес Ту-154 - 70 тонн - в докладе занижен, на практике самолет с таким весом не получится. Возник вопрос, сколько ставить двигателей - два или три? Егер ответил, что можно сделать два хвоста и пристыковывать к ним два или три двигателя, то есть варьировать.
- В полете? - усмехнулся Ильюшин. Встал и говорит: - Сергей Михайлович, конечно, ошибся. Как инженер, он такое предложить не может.
- Ну а ты сам как считаешь, какую машину надо строить? - спросил Дементьев у Егера.
- Надо попробовать 154-ю, а если не получится, взяться за Ил-74.
Решили строить Ту-154. Объясняют это еще и тем, что в ту пору туполевское бюро не было загружено, а у Ильюшина и так работы хватало. Вопрос занятости тоже имел значение.
Однако Ильюшинцам не повезло, все их проекты были отвергнуты, и во многом благодаря колоссальному авторитету и связям А. Н. Туполева был выбран проект КБ Туполева - Ту-154.
...
Первые работы по самолету Ту-154 начались еще в 1963 году и первоначально явились логическим развитием самолета Ту-104, но с новой хвостовой частью под три двигателя типа НК-8, с сохранением остальной части фюзеляжа и крыла Ту-104Б (проект Ту-104Д). Проект Ту-104Д на начальном этапе поисков наиболее рациональной компоновки использовался как исходный. В 1964 был подготовлен проект самолета, уже имевший обозначение Ту-154. Компоновочно самолет был аналогичен Ту-104Д, но имел диаметр фюзеляжа 3,8 м и был рассчитан на 109 пассажирских мест в варианте компоновки пассажирской кабины первого класса и на 141 место в экономическом варианте.
Параллельно рассматривался вариант самолета Ту-154 с несколько измененной формой киля и расположением стабилизатора и центрального воздухозаборника, напоминавшим примененным на Боинге-727, носовая часть без штурманской кабины с носовым обтекателем РЛС. Этот вариант прорабатывался также в нескольких компоновках пассажирской кабины, например: смешанный на 112 мест и экономический на 142 места без центральной кухни. Рассматривались два варианта силовой установки: под три двигателя НК-8 и под четыре двигателя типа Д-20П-125М, с установкой в хвостовой части фюзеляжа по типу самолетов Ил-62, VC-10 и проекта ОКБ самолета Ту-110Д.
Ту-110Д:
_________________________________________________________________
3 октября 1968 года, всего через полтора года после первого полёта Boeing 737 (9 апреля 1967), через год после первого полёта BAC One-Eleven 500 (30 июня 1967), через год после первого полёта DC-9-40 (28 ноября 1967) совершил свой первый полёт и Туполев 154:
...
Первый полет опытного самолета Ту-154 состоялся 3 октября 1968 г.; машину поднял в воздух экипаж в составе командира корабля Ю.В.Сухова, второго пилота Н.Н.Харитонова, бортинженера В.И.Евдокимова. На борту находились также ведущий инженер по испытаниям Л.А. Юмашев, экспериментатор -Ю.Г. Ефимов и бортэлектрик Ю.Г. Кузьменко. После этапа доводок и первых полетов самолет был передан на Совместные испытания, которые проводились в два этапа. Первый этап практически соответствовал Заводским испытаниям и проводился силами ММЗ "Опыт" на аэродроме ЛИИ. Первый этап испытаний начался в декабре 1968 г и закончился в январе 1971 г., второй этап, соответствующий Государственным испытаниям, - с июня по декабрь 1971 г. Начались испытательские будни, со своими радостями и постоянными заботами.
На трассы "Аэрофлота" лайнер вышел в начале 1972 года. Свой первый регулярный рейс Москва - Минеральные Воды Ту-154 совершил в день 49-й годовщины "Аэрофлота" - 9 февраля 1972 года.
Жалко в "Алросе" не догадались последний рейс Ту-154 совершить из Минеральных Вод в Москву - было бы символично.
За первые 3 года серийного выпуска (1971-1973) было произведено 40 шт. Ту-154. Они оснащались очень прожорливыми двигателями НК-8-2 с тягой по 9 тонн каждый. Расход топлива превышал 6200 кг/ч. Потом появилась версия НК-8-2У с увеличенной тягой 10,5 т.
Ресурс НК-8-2 составлял 18000 часов, календарный срок службы 7 лет, гарантийный межремонтный ресурс - 4000 часов. Диаметр двигателя - 1442 мм, длина - 4762 мм, масса двигателя с реверсом - 2350 кг, удельный расход топлива - 0,83 кг/кгс*час.
За 14 лет с 1971 по 1985 было выпущено
597 шт. самолётов Ту-154 с двигателями НК-8-2 и НК-8-2У.
...
Через 12 лет после начала эксплуатации Ту-154, в 1984 году началась эксплуатация глубоко модернизированной версии - Ту-154М с новыми более экономичными двигателями Д-30КУ-154-II (диаметр двигателя 1560 мм, длина - 5698 мм, масса с реверсом - 2675 кг, удельный расход топлива - - 0,715 кг/кгс*час). Правда и ресурс у нового двигателя был несколько меньше чем у НК-8-2 - назначенный ресурс 15000 часов, календарный срок службы 6 лет, гарантийный межремонтный ресурс - 3000 часов.
Расход топлива Ту-154М снизился до 5300 кг/ч, но в том же 1984-м году приступили к эксплуатации обновлённые Boeing 737 Classic с очень крутыми двигателями CFM56, расход топлива B737-400 составлял всего 2600 кг/ч, в 2 раза меньше чем у Ту-154М и в 2,4 раза меньше чем у первых версий Ту-154.
Всего с 1984 по 1991 год было выпущено
203 шт. серийных Ту-154М. Таким образом при СССР за 20 лет с 1971 по 1991 выпустили ровно
800 шт. Ту-154 (597 - с двигателями НК-8-2, 203 - с Д-30КУ-154), по 40 шт. в год.
Из них около 150 были поставлены на экспорт, в основном за символичную плату или вообще даром "дружественным режимам" вроде КНДР и Кубы, около 100 были отданы военным, несколько десятков разбились, оставшиеся 300-400 летали в "Аэрофлоте" во все 15 республик а также в ближайшие страны Соцблока.
Это был самый массовый советский реактивный авиалайнер.
К сожалению, не обходилось и без авиапроисшествий и катастроф, 71 самолёт был потерян, погибли 3078 человек.
_________________________________________________________________
Я летал на Ту-154М, мне он запомнился большой разницей ощущений от полёта в зависимости места в салоне. Если в середине или спереди, то примерно похоже на современные Боинги или Эрбасы, а если сзади то шум такой, что голова потом квадратная
В ВКС РФ (223-й лётный отряд) и в МА ВМФ РФ (RF-85855 и RF-85856) до сих пор служат
20 шт. Ту-154 (в основном для перевозки командования), один (RA-85019) в пограничной службе и ещё один Ту-154М ЛК-1 работает в
Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, он же иногда используется для полётов по программе открытое небо над стратегическими объектами наших "партнёров":
https://www.aex.ru/n…25/203895/Последний серийный Ту-154М с номером RA-85042 был передан МО РФ в 2013 году.
https://ria.ru/20130219/923674236.html