ЗГРЛС "Волна" (история)
новая дискуссия
Дискуссия
261
Продолжение статьи главного конструктора Ф.Ф.Евстратова (2005)
В 1983 г. были проведены работы по выбору района дислокации ЗГРЛС "Волна" на Тихоокеанском флоте. Рекогносцировочную комиссию по выбору площадок для размещения этого радиолокатора возглавил заместитель начальника кораблестроения и вооружения ВМФ, вице- адмирал И.И. Тынянкин. Благодаря его постоянной и целенаправленной работе было выделено необходимое финансирование, развернуто строительство объекта и решены вопросы формирования войсковой части объекта.
Первым командиром войсковой части объекта был назначен А.В. Скорупский, а главным инженером — В.М. Каневский, который в дальнейшем стал командиром этой части.
В 1984 г. были начаты работы по строительству инженерных систем и жилых городков для развертывания ЗГРЛС "Волна" в районе г. Находка. Командующие ТОФ адмирал В.В. Сидоров и в дальнейшем Г.Н. Хватов лично руководили работами строителей, созданием войсковой части объекта и выделяли корабельное и самолетное обеспечение для проведения испытаний ЗГРЛС.
Начальник Радиотехнического управления ВМФ Г.П. Попов и начальники Радиотехнического управления ТОФ И.Е. Сорокин, а в дальнейшем В.В. Дворянчиков непосредственно руководили выполнением работ по созданию инженерно-строительного комплекса ЗГРЛС.
Ответственным за кооперацию заводов-изготовителей Минрадиопрома по изготовлению аппаратуры ЗГРЛС для ВМФ был назначен заместитель министра радиопромышленности СССР О.А. Лосев. Заместитель генерального директора ЦНПО "Вымпел" В.В. Сычев координировал работу заводов-изготовителей объединения по изготовлению технологического оборудования. Общее руководство работами осуществляла Межведомственная оперативная группа под руководством О.А. Лосева и директора НИИДАР В.И. Маркова, которые посещали заводы-изготовители и объект на этапе строительства, монтажа и настройки оборудования ЗГРЛС "Волна". Техническое руководство монтажом и настройкой оборудования комплекса "Волна" на объекте дислокации осуществляли заместитель главного конструктора В.И. Стрелкин и представители НИИДАР В.А. Собчук и А.М. Минченков. Разработка алгоритмов велась под руководством зам. главного конструктора Э.И. Шустова. Разработкой программ руководил зам. главного конструктора И.В. Горностаев. Для монтажа и настройки оборудования комплекса "Волна" было создано Дальневосточное производственно-техническое предприятие (ДПТП) под руководством И.П. Ковальского. Главный инженер ДПТП О.П. Калинин, начальник приемной площадки С.В. Орлов и представитель фирмы "Каскад" Н.Г. Себало организовывали проведение монтажно-настроечных работ на аппаратурно-программном комплексе ЗГРЛС.
Особую сложность представляла доставка аппаратуры на передающую площадку. Тягачи с аппаратурными кабинами преодолевали расстояние более 200 км по проселочным высокогорным дорогам и деревянным мостам. Для доставки аппаратуры на передающую площадку подразделение строителей и морской пехоты ТОФ восстановили большое количество мостов, построили понтонную переправу и дороги. На ранее пустынных местах были построены жилые городки для обслуживающего персонала и членов их семей и создана вся необходимая инфраструктура. К жилым городкам и площадкам с технологическим оборудованием ЗГРЛС была подведена электроэнергия и построены дороги. Приемная и передающая площадки были соединены подводным морским кабелем.
Усилиями зам. начальника строительства и расквартирования войск МО СССР генерал-лейтенанта В.И. Иванкова было выделено для строительства жилых домов на объекте требуемое финансирование, необходимые инженерные системы, оборудование и комплекты зданий. Общее руководство проектированием и строительными работами осуществлял заместитель Командующего ТОФ М.В. Осин.
Совместные усилия организаций промышленности и МО позволили подготовить в декабре 1986 г. первую очередь изделия "Волна" для проведения экспериментальных работ по обнаружению надводного корабля в ближней зоне поверхностной волной. 4 декабря 1986 г. впервые в отечественной практике было осуществлено обнаружение научно-исследовательского судна "Океан" на дальностях 80— 150 км, а в период с 24 по 25 декабря были успешно проведены работы по загоризонтному обнаружению сторожевого корабля ТОФ "Летучий" на дальностях от 80 до 270 км. Аналогичные работы проводились в марте — сентябре 1987 г. В этих работах были достигнуты дальности загоризонтного обнаружения надводных кораблей поверхностной волной более 300 км.
Дальнейшие работы на ЗГРЛС "Волна" были сориентированы, в основном, на поиски технических решений в интересах решения задачи загоризонтного обнаружения надводных и воздушных объектов через ионосферу на дальностях 1000 — 3000 км. Основной целью этих работ являлось решение проблемы постоянного контроля надводной и воздушной обстановки в зонах Тихого океана.
Первые положительные работы по загоризонтному обнаружению кораблей и самолетов через ионосферу на дальностях до 2800 км были проведены в мае — ноябре 1987 г. По результатам положительных экспериментальных работ было принято решение по дооборудованию ЗГРЛС "Волна" до опытного образца.
В это же время коллективом специалистов НИИДАР под руководством В.А. Собчука был создан экспериментальный образец корабельной ЗГРЛС на базе гидрографического судна "Адмирал Невельской". На этом судне были проведены экспериментальные работы по зондированию ионосферы и исследованию возможностей обнаружения надводных кораблей поверхностной волной.
В период с 1987 по 1989 г. были проведены работы по наращиванию энергетического потенциала ЗГРЛС. С этой целью на Днепровском машиностроительном заводе было изготовлено 32 транспортируемых кабины с передающими устройствами. Руководство работами по запуску в производство и изготовлению передатчиков осуществлял коллектив НИИДАР под руководством зам. главного конструктора В.Н. Стрелкина и главного разработчика А.А. Рубо.
В это же время на опытном заводе НИИДАР были изготовлены транспортируемые приемные устройства и спецвычислители. Указанная выше аппаратура была доставлена на объект дислокации ЗГРЛС "Волна". На объекте были развернуты работы по строительству высоковольтной линии электропередач протяженностью более 70 км в условиях гористой труднодоступной местности и строительство высоковольтной трансформаторной подстанции на передающей площадке. После выполнения монтажно-настроечных работ на ЗГРЛС коллектив специалистов НИИДАР во главе с главным конструктором приступил к работам по загоризонтному обнаружению надводных и воздушных объектов на дальностях до 3000 км. Эта задача была успешно решена в 1987 — 1990 гг.
После проведения в 1988 — 1990 гг. модернизации программно-алгоритмического обеспечения ЗГРЛС "Волна" радиолокатор стал успешно обнаруживать и сопровождать авианесущие группировки США, дислоцирующихся в зонах Тихого океана на дальностях более 3000 км.
Основные работы по совершенствованию программ и алгоритмов выполнил коллектив под руководством специалистов НИИДАР И.В. Горностаева, А.Ю. Волошина, А.В. Ленского, Е.В. Годелевича. В 1991 г. были начаты заводские испытания ЗГРЛС, которые дали положительные результаты. После проведения государственных испытаний в 1992 г. ЗГРЛС "Волна" была передана Военно-Морскому Флоту России для решения задач обнаружения надводных и воздушных целей в интересах Тихоокеанского флота и ее дальнейшей модернизации.
Период перестройки и финансовые трудности в 1993 — 2001 гг. привели к резкому сокращению финансирования работ по загоризонтной радиолокации.
Однако командование ВМФ и Тихоокеанского флота совместно с Радиотехническим управлением ВМФ (С.В. Шевченко) и Радиотехнической службой ТОФ (Ю.В. Киян) сохранили инфраструктуру объекта, аппаратурный комплекс ЗГРЛС и квалифицированный обслуживающий персонал, что является базой для дальнейшего совершенствования этого радиолокатора.
Современная технология в области вычислительной техники, приемной и передающей аппаратуры позволяет существенно снизить объем транспортируемых кабин, используемых в ЗГРЛС "Волна". В настоящее время ОАО "НПК "НИИДАР" по заданию Военно-Морского Флота Российской Федерации развернуло работы по модернизации ЗГРЛС "Волна".