------------------------------------------------------------
ЕГЭ поставил России смертельный диагноз Подробный анализ результатов ЕГЭ помогает объяснить катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС Волна истерии вокруг Единого государственного экзамена, который катком проехался по российским школам в июне, вроде бы поутихла. «Окончательное решение» по этому вопросу нам обещают огласить в октябре, а пока что вузовские преподаватели осваиваются с первокурсниками нового типа.
Никакой катастрофы, оказывается, не случилось: как были они бестолковыми, так и остались. Разве что помолодели ряды поступивших: теперь уже невозможно из года в год долбить приемную комиссию выбранного вуза, пока там не сжалятся. Оценка по результатам ЕГЭ от бараньего упорства не вырастет.
Вузы вместе с ЕГЭ Главным обоснованием необходимости ЕГЭ как такового считается борьба с коррупцией в вузах – по некоторым данным, в 2005 г. оборот этого рынка составил 10 млрд руб. Легко было предположить, что именно вузы станут главными противниками нововведения – так оно и стало. Но сейчас, п
еред судьбоносным для главы Минобрнауки А. Фурсенко октябрем, на его защиту совершенно неожиданно поднялся «пострадавший» – ректор ГУ-ВШЭ Я. Кузьминов. Его статьи «Россия с ЕГЭ» и «Вузы после ЕГЭ» можно назвать хвалебной песнью новой системе.
Вот четыре главных тезиса Кузьминова:1. У выпускников школ появилась реальная свобода выбора вуза.
2. В столицах выросла доля региональных абитуриентов, ведущие вузы снова работают для всей страны, как это было в СССР.
3. Нанесен решающий удар по коррупции на входе в вузы.
4. Общество и родители в перспективе получили достаточно эффективный инструмент для измерения качества школ и вузов – средний балл ЕГЭ соответственно выпускников и студентов первого курса.
К сожалению,
эти четыре пункта нелогичны и вызывают слишком много замечаний. Пункт 1 по сути является частью пункта 3: подавать документы в любой вуз никто не мешал и раньше.
Пункт 2 – демагогия, выпускники ведущих вузов всеми правдами и неправдами стараются остаться в Москве, т.е. новая система, напротив, выкачивает мозги из регионов. 4. О том, какие вузы престижнее, мы догадывались и до ЕГЭ,
а вот лучшие школы страны, судя по всему, находятся в Москве и… на Северном Кавказе – в этих регионах больше всего стобалльников.
Но бог с ней, с логикой. Интерес ректора очевиден:
он продавливает введение новой системы бюджетного финансирования вузов – в зависимости от того, сколько баллов на ЕГЭ набрали его успешные абитуриенты. Правда, опять же не очень понятно, почему вуз должен получать деньги на обучение бородатого старшекурсника в зависимости от его экзамена пятилетней давности. Однако всерьез прокололся ГУ-ВШЭ в другом.
Страна в зеркале ЕГЭБеда ЕГЭ оказалась не в том, что он плох или недостаточно хорош. Беда в том, что он не работает. Как рвались юноши и девушки в Москву, так и рвутся. Как мечтали стать начальниками, так и мечтают. Как не хотели идти в инженеры, так и не идут, калачом не заманишь. И вот в той самой Высшей школе экономики, которую возглавляет Ярослав Кузьминов, составили таблицу, в которой показали, куда идут лучшие выпускники, а куда – наоборот. Можно поздравить Россию – мы снова получим массу талантливых гуманитариев. А самый низкий балл оказался у… будущих специалистов по безопасности. Кстати, на Саяно-Шушенской ГЭС об этом догадываются и безо всякого ЕГЭ.
Почитайте таблицу внимательно, она невелика и очень показательна.
Группа направлений Средний балл зачисленных
------------------------------------------------------------------------------
Гуманитарные науки 76,4
------------------------------------------------------------------------------
Здравоохранение 75,9
------------------------------------------------------------------------------
Естественные науки 72,4
------------------------------------------------------------------------------
Физико-математические науки 71,6
------------------------------------------------------------------------------
Экономика и управление 71,4
------------------------------------------------------------------------------
Культура и искусство 70,4
------------------------------------------------------------------------------
Информационная безопасность 69,5
------------------------------------------------------------------------------
Социальные науки 68,4
------------------------------------------------------------------------------
Сфера обслуживания 68,4
------------------------------------------------------------------------------
Химическая и биотехнологии 65,9
------------------------------------------------------------------------------
Информатика и вычислительная техника 64,2
------------------------------------------------------------------------------
Энергетика, энергетическое
машиностроение и электротехника 64,1
------------------------------------------------------------------------------
Геология, разведка и разработка
полезных ископаемых 62,7
------------------------------------------------------------------------------
Сельское и рыбное хозяйство 61,7
------------------------------------------------------------------------------
Архитектура и строительство 60,9
------------------------------------------------------------------------------
Приборостроение и оптотехника 60,7
------------------------------------------------------------------------------
Электронная техника, радиотехника и связь 60,5
------------------------------------------------------------------------------
Авиационная и ракетно-космическая техника 60,2
------------------------------------------------------------------------------
Автоматика и управление 60,0
------------------------------------------------------------------------------
Образование и педагогика 59,2
------------------------------------------------------------------------------
Технология продовольственных продуктов
и потребительских товаров 57,9
------------------------------------------------------------------------------
Воспроизводство и переработка
лесных ресурсов 57,8
------------------------------------------------------------------------------
Транспортные средства 57,5
------------------------------------------------------------------------------
Металлургия, машиностроение
и материалообработка 56,8
------------------------------------------------------------------------------
Безопасность жизнедеятельности,
природообустройство и защита окружающей среды 54,7
------------------------------------------------------------------------------
Что ж, порадуемся, что ЕГЭ действительно поставил несколько палок в колеса вузовской коррупции. Но потраченные на него колоссальные средства не окупятся никогда, потому что неудачники по-прежнему идут в педагоги и обеспечивают безопасность. Спасибо Единому государственному экзамену за то, что он позволил столь наглядно это продемонстрировать. Можно сворачивать эксперимент и идти лечить свою страну.
-----------------------------------------