РВСН и прочие СЯС, а также ТЯО
9,627,293 27,205
 

  DarkShadow ( Слушатель )
07 ноя 2020 00:47:37

Пятничные вопросы

новая дискуссия Дискуссия  586

Камрады, доброй ночи!
Смотрю видео от лохматых 60-х "Шахтная позиция Р-16У УРВ РВСН — 8К64...". Слышу, что "заправленная ракета может находиться в готовности месяц"...Возникает вопрос - а что дальше происходит с такой ракетой? ее надо утилизировать или достаточно поменять уплотнители? Т.е. логика подсказывает, что раз месяц - значит есть какие то ограничения. Уплотнители? Топливо портится? 
  • +0.38 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (15)
 
 
  Сердобольный ( Специалист )
07 ноя 2020 01:35:21

Дальше у ракеты было два пути: пуск или на завод, на нейтрализацию и полную переборку. Не было тогда еще технологий и материалов, позволяющих ракету ампулизировать и хранить в заправленном состоянии несколько десятилетий. Баки сообщались с атмосферой (через систему клапанов и гидрозатворов), да и сами конструкционные материалы баков предполагали диффузию.
ПыСы Нужно добавить, что месяц - это не только разово. Месяц - это суммарно за межрегламентный период. Циклов "слив/заправка" допускалось, по-моему, до трех с промежуточной нейтрализацией в трб. Потом - только в заводских условиях.
  • +1.48 / 34
  • АУ
 
 
  DarkShadow ( Слушатель )
07 ноя 2020 01:42:41

Спасибо!
  • +0.18 / 2
  • АУ
 
 
  СовДед ( Слушатель )
07 ноя 2020 01:56:05

Уважаемый коллега, в регламенте возможно это и было насчет 3заправок. Только по жизни такие изделия уже повторно на БД не ставили. На завод - ДА. Только оттуда тоже обратно уже не приходили. Ребята с кафЭ расказывали, что у них там все площадки были забиты недевственными ракетами (т.е. снятыми с БД и слитыми) . Потихонечку их какбЭ пытались спихивать (на космос например в виде Днепров).
А в пору р-14/р-16 заправщики тренировались на специальных заправочных макетах. 
  • +0.46 / 12
  • АУ
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
07 ноя 2020 02:42:05

Извините, но это полная ерунда.
завтра с утра подробнее скажу.
  • +0.28 / 10
  • АУ
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
07 ноя 2020 18:25:51

Если всей КД и ЭД это было предусмотрено, то ставили.
Даже более поздние  ракеты (те же 18-е) вполне себе допускали слив и повторную установку на БД. ЕМНИП, те же три раза. 
И всё это делалось в войсках.

На завод - НЕТ. "Мокрую" ракету на главную сборку ЮМЗ/ЗиХ - это нонсенс.
Только на базу ликвидации.
Возможно, что я не в курсе о том, как это было во времена ракет так называемых "первого" и "второго" поколения, может там и были ещё какие-то "базы", окромя баз ликвидации, но не "завод".

Значит, это были БЛ.

На каких-таких площадках?

На космос?
На "космос", под "Днепр" и под "Днепр-1" - это 18-без-М.
До этого, в истории "КафЭ" были только Космос-1 (на базе 8К63) и Космос-3, потом Космос-3М (на базе 8К65), но на базе Р16 (8К64) никаких РН не было.
Были Циклоны, но они на базе 8К67.

И потом тоже, и до этого - тоже.
Примечание: меня тоже тренировали на "специальных заправочных макетах" ракеты 8К84.
Второе примечание: я помню о том, что кроме электормакета, был и электрозаправочный макет.

PS. Это я как обещал, ответил на своё:



Насчет "полной ерунды"  - это я погорячился, но в основном - это как-то так.Строит глазки
  • +0.79 / 18
  • АУ
 
 
 
 
  СовДед ( Слушатель )
07 ноя 2020 20:37:50

Уважаемый НАлЕ говоря, на ЗАВОД это не означает на главную сборку! Помнится что-то в памяти, эту тему мы уже терли...
И вродеб пришли к консенсусу, что возвращали производителю изделия после завершения ресурса на БД. А там куда он их девал, это его дело.
 ю
Говоря о "площадке" - имелось в виду всего лишь свободная ровная поверхность принадлежащая заводу...Подмигивающий 
А ВЫ ЧТО ПОДУМАЛИ? Шокированный
.
Насчет заправочного макета - действительно это практически копия изделия в полном масштабе, только с минимальным набором приборов, достаточных для выполнения операции заправки и слива компонентов. Их так понимаю, выпускали тоже в промышленном масштабе. Их ресурс по заправкам, если память о5 не изменяет, что-то ок. 50. А тренировали заправщиков 1раз в полгода.
.
.
Теперь насчет истории "кап-кап", она пришла ко мне из рассказа моего друга-однополчанина. Он как-то рассказал об этом. Счас предвидя обсуждение с уважаемым НАлЕ позвонил другу, говорит зачитывали приказ в году - Тмутаракани. НО! Сказал что потом встречал в мемуарах одного из комдивов "жижи" рассказ об этом. Правда, признался что не помнит уже ни ФИО комдива ни дивизию.
Т.к. дивизий у нас было не более 33, с "жижей" ещё меньше и не каждый комдив выпустил мемуары, думается можно будет отыскать...
 
Исходник мой ушел в АУ, вот -
ЦитатаКстати, уважаемый Сердобольный
наверное тоже слышали историю "кап-кап"...
Это значит в одной из шахтных дивизий расчеты осматривавшие ампулизированные ракеты начали замечать редкие но звонкие звуки падающих капель где-то.
В результате выяснилось, что это капал один из компонентов в бак другого. Дело в том, что в этих изделиях наддув баков был организован способом подачи противоположного компонента. Нарушилась герметичность электроклапана и компонент капельным способом пошел в бак...
Подробности устранения, как и то в каком именно дивизии всё это происходило - уже не помню...
  • +0.18 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
07 ноя 2020 21:00:32

ИМХО, если "изделие" выработало свой ресурс (по Вашей терминологии "завершило ресурс"), то производителю такие "изделия" и нафиг не нужны, и он их не "примет". Это уже вопрос утилизации и он прописан в определенных "процедурах". 

Извините, но ещё раз повторю, "мокрую" ракету на завод - это только через труп директора этого завода.
Это не относится к макеевским ракетам, там своя пестня. Там, так называемая "заводская заправка" и поэтому, там могли и возвращать.

"Кап-кап" могло быть. тут можно вспомнить эпопею с 8К67, которая полностью ампулизированной не была, но обязана была нести БД в заправленном состоянии  в течение 7-ми лет. Там много чего было интересного. Но вот система "горячего наддува" (та самая, где "О" впрыскивается в "Г", а "Г" впрыскивается в "О") тут вряд-ли при делах.
ЕМНИП, горячий наддув - это фишка ракет от "КафЭ". 15А14/18, не помню точно, но может и 15А15/16/11, потом 15А18М. Это все действительно ампулизированные ракеты и там никакой "электроклапан" никак не может быть причиной "как-кап". 
Если бы такое таки могло иметь место быть, то тут у ракеты путь один,  на утилизацию.
Почему?
1. В войсках такое не исправишь. Ракету надо вытащить из ТПК, а это может произойти только в двух случаях:
- при пуске;
- на базе ликвидации.
2. На завод такую не пустят (тут я повторяюсь, но это уже не 60-е годы, а 70-80-е, и тогда точно только через труп Макарова ГенДира завода.
  • +0.88 / 19
  • АУ
 
  СовДед ( Слушатель )
07 ноя 2020 01:47:16

Тут такое дело, ракета не ампулизирована, может дать течь (через прокладки и проч.)
Посему - по регламенту компоненты д.б. слиты, изделие нейтрализована, просушена. НО! Больше данную ракету уже повторно на БД даже в сухом состоянии не допускали. Лучший выход - ликвидация методом пуска... и без всяких заморочек в виде слива нейтрализации.

Кстати, первая взорвавшаяся Р-16 погубившая в ч. Маршала, как раз дала течь и его нужно было быстро убрать со стола. Решили все же методом пуска... Ну и результат накопившихся ошибок при цейтноте привел к катастрофе.
  • +0.63 / 14
  • АУ
 
 
  DarkShadow ( Слушатель )
07 ноя 2020 01:58:36

Значит все-таки уплотнители, как я понял из ответов. Ибо через конструкционные материалы пусть испаряется - они все равно не разрушаются от топлива (хоть новые хоть через месяц), а прокладки - разрушаются. Ок. Но тогда в случае с ампулизированными ракетами все равно есть одно негерметизированное место - откуда топливо поступает в камеру сгорания, т.е. та же прокладка присутствует. Изменились материалы?
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
  СовДед ( Слушатель )
07 ноя 2020 02:04:27

Хм. Материалы конструкции соприкасающиеся с компонентами также могут стать со временем негерметичными. И такие случаи бывали. Даже существует Регламенты по ремонту таких мест (без слива).
дно негерметизированное место" - Там пиромембрана изолирует...
  • +0.48 / 11
  • АУ
 
 
 
  Сердобольный ( Специалист )
07 ноя 2020 02:05:30

Двигатель сухой все это время. КРТ заперты в трубопроводах металлическими прорывными мембранами. Перед пуском бак наддувается, повышенным давлением мембрана прорывается.
  • +1.45 / 30
  • АУ
 
 
 
 
  СовДед ( Слушатель )
07 ноя 2020 02:31:13

Кстати, уважаемый Сердобольный
наверное тоже слышали историю "кап-кап"...
Это значит в одной из шахтных дивизий расчеты осматривавшие ампулизированные ракеты начали замечать редкие но звонкие звуки падающих капель где-то. 
В результате выяснилось, что это капал один из компонентов в бак другого. Дело в том, что в этих изделиях наддув баков был организован способом подачи противоположного компонента. Нарушилась герметичность электроклапана и компонент капельным способом пошел в бак...
Подробности устранения, как и то в каком именно дивизии всё это происходило - уже не помню...
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  DarkShadow ( Слушатель )
07 ноя 2020 02:39:59

Читаю и чувствую себя супер шерлок-холмсом) все таки незная ничего - правильно догадываюсь, что все проблемы именно из-за прокладок!
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
07 ноя 2020 02:43:47

И это тоже сказки венского леса ...
  • +0.31 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Профессионал )
07 ноя 2020 18:29:58

Хотел и на эту тему прошвырнуться, но не вижу исходника от уважаемого СовДеда...Строит глазки
  • -0.04 / 3
  • АУ