Мировая Закулиса или Театр Теней
7,878,470 11,130
 

  Zkvxz ( Слушатель )
15 ноя 2020 17:15:01

Тобол

новая дискуссия Дискуссия  263

20:16. Так будут последние первыми, и первые

последними, ибо много званых, а мало избранных.


В прошлом году прочитал с большим удовольствие книгу А.Иванова "Тобол. Много званных", в этом году - вторую часть "Мало избранных", а тут и первый канал с экранизацией порадовал. Весьма рекомендую для прочтения уважаемым камрадам, наравне с "Золотом бунта" и с "Сердце Пармы, или Чердынь — княгиня гор". Но вернёмся к Тоболу.
Поелику речка, на которой йа живу впадает в Исеть, а затем и в Тобол, то всё что связано с моим краем до самой Обской Губы меня живо интересует. Из "Мало избранных" с удивлением узнал, что вокруг Тобольска есть мусульманские святыни, что наталкивает на размышления о сложном хитросплетении торговых и этнинических потоков во времена, когда Сибирь считалась пустыней (да-да, вечнозелёной пустыней, мало пригодной для жизни).
Далее отрывок из "Мало избранных" про мусульманские святыни:

В окрестностях Тобольска, да и во всей лесной Сибири для правоверного не было места священнее, чем астана у Баишево. Мужавиры Мекки говорили, что семикратное поклонение этой астане можно приравнять к хаджу.
Ходжа Касым в своей доброте научил Назифу читать, хотя шейх Аваз-Баки не одобрил такого потворства женскому любопытству, то есть пороку; Назифа прочла рисале Хаким-аты – его жизнеописание. Рукопись дал ей табиб Мудрахим, лекарь уммы. Шейх Хаким-ата жил пять столетий назад, а то и раньше. Он происходил из потомков знаменитого имама Шафиги. Его отдали на обучение великому мудрецу Ахмеду Ясави, которого именовали Хазрет Султан. Однажды Ясави собрал у себя в Ясах десять тысяч мюридов – учеников – и прочитал им длинное наставление, а потом спросил: кто заметил в его словах противоречие Корану? Из всех мюридов противоречие заметил только юный Хаким. Он стал любимым учеником Ясави.
Особенно трогало Назифу то, что Хаким-ата жил в Бухаре. Но однажды он услышал зов далёкой страны Сибири, которая скорбела по истинной вере. Хаким-ата был вали – святым, и ещё провидцем. Он понял, что Сибирь просит его дать ей веру Пророка. Он запряг быков, посадил в повозки своего брата, жену с детьми и слуг и поехал на север. Путь, по которому он прошёл, потом стали называть Канифа-Юлы. Этой дорогой пользовались все бухарцы, обосновавшиеся в Сибири ещё до хана Кучума и Ермака.
Тобольска тогда ещё, конечно, не было, не было Искера, не было Кашлыка и даже города Сибыр не было. На Иртыше жили татары-язычники, которые молились на телят и на куклы курцак. От устья Тобола караван Хаким-аты двинулся вверх по Иртышу, и вдруг бык-вожак остановился как вкопанный и замычал, отказываясь идти дальше. Хаким-ата понял, что это знак свыше, и сказал, что его путь закончен. Быка-вожака принесли в жертву.
Поблизости находилось селение местного бая-татарина. Хаким-ата попросил у бая выделить ему землю для поселения – столько, сколько можно накрыть бычьей шкурой. Бай согласился, полагая, что отдаёт крохотный клочок. Но Хаким-ата нарезал шкуру жертвенного быка на ленточки, связал их в верёвку и обвёл ею такое пространство, что хватило и на селение, и даже на кладбище. Селение назвали Бакырган – «бык кричал», или Баишево – «подарок бая». Здесь Хаким-ата провёл вторую половину жизни.
Он проповедовал истинную веру и обращал сибирских татар в ислам. Его сыновья тоже стали проповедниками. Аллах наделил их даром творить чудеса. Хаким-ата предсказал день своей смерти и умер в назначенный срок. Хасим-ата, брат Хаким-аты, похоронил его, положив начало Баишевскому кладбищу. Над могилой возвели бревенчатую астану. И вот уже пять веков благодарные мусульмане Сибири воздают здесь почести тому, кто зажёг над водами Иртыша сияющий полумесяц.

Как говорицца - для размышления В очкахБлагодарный
С уважением...
Отредактировано: Zkvxz - 15 ноя 2020 17:23:29
  • +0.47 / 16
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Налим_23 ( Слушатель )
15 ноя 2020 23:12:17

Осталось понять, откуда мухаджиры Мекки могли знать про Иртыш, и все сойдётся. Вообще-то, на локальные святыни им неинтересно. Что-то значат только места деяний Пророка и Праведных Халифов. Писательский вымысел не надо натягивать, как мне кажется. 
  • +0.15 / 7
  • АУ
 
 
  Zkvxz ( Слушатель )
18 ноя 2020 17:00:55

Иванов силён в истории моего Края и материалом владеет крепко, а противоречивость источников даёт простор для полёта писательской фантазии.

ЦитатаБаишевская астана (мавзолей шейха Хакима или Хаким-ата Астана, Бакырган авыл) известна по публикации Н.Ф. Катанова (1904 г.), как мавзолей шейха Хакима «из детей имама Шафии», находящийся на Баише. Астана является одной из главных религиозных святынь мусульман Сибири.
По информации, полученной в результате перевода вновь выявленного документа - рукописной «грамоты хранителя Юрумской Астаны», она фигурирует как мавзолей Хакима шейха газиза. В источнике также добавляется, что «меккинские мужавиры говорили: кто посещает могилу Хаким хазрата, тот получит уважение паломника в Мекку. Он был из потомков имама Шафиги рахматуллахи» (Рахимов, 2004 г.).
Данная Астана, известная среди татарского населения, как «Хаким-ата Астана» (имеется еще одно, неофициальное название памятника – Бакырган авыл), выделяется как самая почитаемая среди аналогичных святилищ. Астане приписывается также способность излечивать глазные болезни и нервно-психические заболевания.
Семикратное посещение Астаны Хаким-ата якобы приравнивается к хаджу в священную Мекку. Связано это с высоким статусом Сулеймана Бакыргани, более известного под именем Хаким-Ата (умер в 1186 году в Хорезме), который, якобы, возглавлял группу миссионеров, посланных шейхом Багаутдином (Ходжа Багауддином) для обращения в ислам сибирских татар.
На самом деле Астана является псевдозахоронением Сулеймана Бакыргани, считающегося прямым преемником знаменитого туркестанского суфия Ходжи Ахмада ал-Йасеви (Ахмеда ал-Йасави). Согласно житию Хаким-Ата, его могила 40 лет находилась под водой вышедшей из берегов Амударьи, а когда вода ушла, то уже никто и не помнил, где была эта могила. Нашел ее по знамению самого шейха некий купец – Джеляледдин-ходжа (Чалалетдин-ходжа), которому Сулейман Бакыргани будто бы явился во сне, указав на место своего упокоения, и сказал: «Построй же на моей могиле мазар. Сам поселись рядом. Будь нам соседом!».
Пока не установлено, кто из преподобных «открыл» могилу Хаким-Ата в далеком сибирско-татарском селении Баиш, но к помощи Чалалетдин-ходжа обращается местное население, а его могила находится по соседству с Астаной Хаким-Ата.
Из легенды, приведенной в «Хорографической чертежной книге Сибири» С.У. Ремезова, известно, что невдалеке от священной рощи (и Астаны Хаким-ата) татарское население похоронило Ермака:
«...и погребли по своему обычаю на Башлевском кладбище под украшенной сосной. А панцири его разделили пополам: один отдали в дар Белогорскому идолу, а взял его князь Алач, тот был по всем городам известен; 2-й отдали Кайдаулу мурзе ... Кафтан же взял Сейдяк царь, а пояс с саблей дали Караче. И собрали абызам на поминки 30 быков, 10 баранов и начали совершать жертвоприношение по своему обычаю...»

Проводившаяся в 1981 году экспедиция «По следам Ермака», организованная совместно Уральским государственным университетом, Нижнетагильским педагогическим институтом и Тагильским краеведческим музеем, обследовала как Баишевское, так и Бегишевское кладбища. Следов курганной насыпи ни на одном из них не обнаружено, местные жители о местонахождении могилы Ермака не осведомлены. Таким образом, кроме летописных указаний, других подтверждений нахождения в Баишево захоронения знаменитого атамана не имеется.
Тем не менее Астану посещают не только мусульмане, но и православные, подозревая, что здесь в качестве татарского святого покоится Ермак, погребенный по мусульманскому обычаю.
Источник


Местечко-то явно знатное и притягательное.
Если прочитаете "Тобол", то много интересного можно узнать про почитание Ермака Тимофеича степняками, как великого батыра и про чудодейственные свойства его кольчуг, что тоже несомненно можно списать на вымысел.

ЦитатаМечеть Баишево расположена у самого въезда в аул. В деревне нет имама, и джума здесь не проводится, но мечеть не всегда под замком. Шейх Хаким-ата, чья астана (некрополь) находится на кладбище Баишево, считается самым почитаемым в крае суфием, и тропа к его могиле не зарастает летом, и не заносится снегом зимой. На хатымах в сибирских аулах, вознося дуа и, отдавая дань уважения местным шейхам, первым всегда произносят имя Хакима-ата.




- Приезжали к нам даже из Москвы, - рассказала нам смотрительница астаны шейха Нурикамал апа Кучашева. – Из Омской, Новосибирской областей, из Казахстана приезжали.

- Вот, - продемонстрировала она новое офисное кресло. - Купила на садака для будущего имама мечети.

Откинув скатерть, смотрительница астаны показавала новые полированные столы, приобретенные для мечети на пожертвования гостей.

На встречу с гостями из Тюмени пришло около пятнадцати человек. В Баишево около 40 домов. Нет ни школы, ни магазинов, ни каких-либо других объектов социокультурного значения. Мечеть – единственное общественное место. Местная мусульманская община под руководством председателя Рината Шихова является религиозной группой Казыятского управления. Ринат Шихов - один из немногих мужчин аула, имеющих постоянную работу по месту жительства. Глава общины возит на автобусе детей на учебу в школу соседнего села.

Жители Баишево работают на лесозаготовках, ездят на вахту в северные автономные округа. Большинство населения живет за счет личного подсобного хозяйства. В свое время смотрительница астаны Нурикамал апа (в прошлом зоотехник местного совхоза) держала 18 коров, но, говорит она, доходы не оправдывали расходов, молоко приходилось сдавать за бесценок, а корма покупать по высокой цене, поэтому пришлось сократить поголовье до двух голов и распрощаться с мечтой о фермерском хозяйстве.

Баишево раскидано вдоль берега Иртыша, в лесах много брусники и дичи. Постепенно, говорят местные, народ возвращается к занятиям предков, живших натуральным хозяйством.

Начало строительству мечети в Баишево было положено в 1996 году. Первые средства внесла тогдашняя смотрительница астаны пенсионерка Салиха Кучашева-Шихова. В феврале сего года этой старейшей жительнице деревни должно исполниться 100 лет. Должность хранителя астаны издавна в сибирских аулах передается по наследству. С ухудшением здоровья С.Хучашевой-Шиховой обязанности смотрителя перешли ее дочери Анисе Шиховой, которая и возглавила процесс сбора средств и строительства мечети. Через четыре года, в июне 2000 года, мечеть торжественно открылась при большом стечении мусульман со всей области. Некоторое время имамом ее прослужил лидер тюменских суфиев, ныне покойный Рафаель Валишин.
Хранительницы астаны Хакима-ата: слева Аниса Шихова, справа Нурикамал Кучашева

В разговоре с активом общины муфтий Гарифуллин предложил направить кого-либо из молодых людей на учебу в областной центр, где хотя и нет медресе, но во всех мечетях работают курсы по основам ислама. Один из юношей изъявил желание приехать на учебу. Фатых Гарифуллин поинтересовался, как в деревне обстоит дело с «зеленым змием», на что местные отвечали, что, Субхан Аллах, народ в Баишево трезвый, как и должно быть в «астаналы» ауле, т.е. в населенном пункте, где есть астана шейха. Глава Казыята заметил, что неспроста села и деревни, где есть некрополи средневековых шейхов-миссионеров, называют в народе «астаналы жир»: жители их осознают ответственность, и не допускают харама.

Шейх Хаким ата известен из старинных источников «сачара», повествующих о принятии ислама тюрками Сибири, как один из «потомков имама Шафиги рахматуллахи». Астана его представляет собой шестиугольный сосновый сруб, длина грани – 6 метров. По данным тюменского краеведа Ришата Рахимова, некрополь обновлялся в 1954 г., после того, как сгнили старые бревна, затем в 1990 году. Несколько лет назад сруб обнесли железной изгородью.

Где-то тут на Баишевом кладбище должен покоиться и атаман Ермак, если верить Ремезовской летописи, которая сообщает, что татары, найдя тело атамана в водах Иртыша: "...погребли по своему обычаю на Баишевском кладбище под украшенной сосной. А панцири его разделили пополам: один отдали в дар Белогорскому идолу, а взял его князь Алач, тот был по всем городам известен; 2-й отдали Кайдаулу мурзе… Кафтан же взял Сейдяк царь, а пояс с саблей дали Караче. И собрали абызам на поминки 30 быков, 10 баранов и начали совершать жертвоприношение по своему обычаю"...

Из летописей известно, что хан Кучум лично распорядился похоронить атамана с почестями. Где именно на Баишевском кладбище лежит Ермак, никто не знает: кудрявых берез за столетия на кладбище выросло много. Местные говорят, что все это сказки, нельзя верить летописям, Ермака в Баишево не было, и нет. Однако, что написано пером, не вырубить топором. Поэтому и не зарастает тропа к Хакиму ата. Посещают астану не только правоверные, но и православные из поклонников Ермака, подозревая, что на самом деле здесь покоится атаман, погребенный по мусульманскому обычаю.

На встрече в Баишевской мечети гости из Тюмени узнали, что экс-председатель мусульманской общины Аниса Шихова в связи с возрастом и состоянием здоровья передала должность хранителя астаны родственнице Нурикамал Кучашевой, председателем же избран Ринат Шихов. Фатых хазрат и коллеги в знак уважения посетили старейшую жительницу Баишево, без считанных дней 100-летнюю Салиху Кучашеву, и пожелали ей увидеть прапраправнуков. В мечети Баишево гости провели проповедь.
Источник

  • +0.25 / 8
  • АУ