Спецслужбы
1,455,636 8,705
 

  Vediki977 ( Слушатель )
18 ноя 2020 09:59:00

Как челябинские чекисты во время войны разоблачили шпионов

новая дискуссия Статья  233

17 Сентября 2020 Автор: Марат Гайнуллин Фото: пресс-служба УФСБ России по Челябинской области


Это они, челябинские чекисты, разоблачавшие в годы войны немецких шпионов

Об иностранных агентах в нашем тылу советские люди имели, скорее, киношно-книжное представление. Между тем подобные сюжеты отнюдь не надуманные. И даже в наших краях в годы войны бурлили настоящие шпионские страсти.

Дело № 15530
Из десятков кинобоевиков про разведчиков и диверсантов, в том числе современных «Прыжок богомола», «СМЕРШ» и других подобных, вспоминается почему-то старый советский фильм «Над Тиссой», рассказывающий, правда, уже о послевоенных событиях. Тут есть вся атрибутика шпионского сюжета: переодетый в советскую форму диверсант, запретная фотосъемка моста, который собирался взорвать агент иностранной разведки, пеленгация радиосигналов... В финале, конечно же, шпион разоблачен. Так, наверное, и должно было быть в жизни, думали советские граждане. Если, конечно, не дай бог, какой-нибудь диверсант и в самом деле вдруг бы и проник в ваш дом. Но в это как-то не очень верилось. А для того, чтобы и вовсе свести эту тему к абсурду, какая-нибудь бдительная баба Маруся гипотетического агента иронично называла бы не иначе как «шпиён».
Между тем для челябинских чекистов за этим словом скрывались вполне реальные личности.
Так, в 1942 году сотрудниками НКГБ по Челябинской области была вскрыта и ликвидирована группа германских разведчиков, проводивших шпионскую работу в Саткинском, Миньярском и других промышленных пунктах Челябинской области.
Заведенному в тот год следственному делу № 15530 уже почти восемь десятков лет, тем не менее многие факты до сих пор остаются засекреченными.
Известно, что еще в 1939-1940 годы германские разведывательные органы, воспользовавшись установлением нормальных отношений между Германией и СССР, произвели большую заброску своей агентуры в западные области Украины. Причем вербовались для этого в основном эмигранты и беженцы из Чехословакии, Австрии и Польши.
Значительная часть агентуры по заданию немецкой разведки по прибытии на Украину, воспользовавшись проводившимся набором рабочей силы, завербовалась для работы на промышленных предприятиях Южного Урала. Таким образом, шпионский десант проник на заводы Сатки, Аши, Копейска.


Кельнер из кафе «Риц»
В заброске этой агентуры непосредственное участие принимал негласный сотрудник германской разведки некий господин Бернард, работавший для прикрытия старшим кельнером в кафе «Риц» города Львова.
Впоследствии с ним связывались переброшенные из Германии старые и опытные разведчики. Первый из них выехал в Ашу, второй — в Сатку, где они возглавляли практическую работу заброшенной в Челябинскую область германской агентуры.
Кстати, сам Бернард еще во Львове производил подбор людей для вербовки их в агенты германской разведки. В свою очередь, один из завербованных уже на месте, в Сатке и в Аше, лично завербовал еще четырех человек. Он же связывался через Бернарда с разведчиками и руководил их вражеской деятельностью.
Не менее четко была поставлена работа и в Аше, где агент немецкой разведки связался с другим агентом, завербованным еще в Кракове в 1939 году. В Аше он создал антисоветскую группу. Ее члены, используя свою работу на предприятиях, собирали сведения о Саткинском заводе «Магнезит» и Ашинском химическом заводе, численности работников на них, материально-бытовом положении и настроении населения Сатки, Аши, Копейска и Челябинска. Все эти данные переправлялись специальным курьером германским разведывательным органам. Помимо шпионской деятельности немецкие агенты проводили агитационную работу. Ее цель — вызвать недовольство советских граждан к своему государству и правительству, тем самым создавая благоприятные условия для гитлеровской армии в ее войне с Советским Союзом. Часть привлеченной агентуры, кроме того, была нацелена на работу диверсионного характера.



Как разоблачали шпионов? Известны истории о том, что их поддельные паспорта для убедительности специально делали потрепанными. Однако педантичные немцы, у которых в ходу были скрепки из нержавейки, не учитывали, что в СССР использовались скрепки из обычной стали. Бдительный чекист тут же замечал: паспорт потрепанный, а характерной «ржавчины» в месте скрепления страниц нет… Рассказывают также, что сыпался агент и на том, что в военном билете указывалось, будто призван он был таким-то военкоматом Московской губернии…

Их было 14
Всего было разоблачено и арестовано 14 агентов, имена и фамилии которых до сих пор проходят под грифом «секретно».
Примечательно, что практически все из них прижились в наших краях еще за год, а то и за два до войны. Это еще раз подтверждает тот факт, что к войне с СССР на Западе готовились загодя.
Вот типичный путь подготовки агента. Один из обвиняемых признался, что, еще проживая в Праге, являлся помощником начальника контрразведки и 5-го Чешского пехотного полка. А с приходом на территорию Чехословакии в мае 1939 года германских оккупационных войск был привлечен для шпионской деятельности в пользу немцев и на протяжении месяца проходил специальные разведывательные курсы.
В марте 1940 года по указанию Бернарда выехал в Ашу. На Южный Урал агент прибыл с заданием проводить среди населения «разложенческую» работу и заниматься выявлением политических настроений среди местных жителей. Ему удалось собрать данные о промышленных мощностях Ашинского металлургического завода, механической оснащенности предприятия и количестве брака. Помимо этого, он собирал данные о ЧТЗ и воинских частях, дислоцированных в Челябинске, о типах самолетов, находящихся на челябинском аэродроме.
Второй обвиняемый, сформировав в Сатке шпионскую группу, собирал сведения о Саткинском металлургическом заводе. Немецкой разведке он сообщал данные о характере производства на этом заводе, выпускаемой им продукции, ее назначении, количестве рабочих, наличии среди них бывших кулацких элементов, трудпереселенцев и тенденциозные данные о политических настроениях саткинцев.
У третьего обвиняемого было задание не только проводить вербовочную, шпионскую и агитационную работу, но и вести фотографирование саткинских предприятий. Ему удалось передать немецкой разведке данные о выпускаемой на заводах продукции с характеристикой технологического процесса, о количестве цехов на заводе, их назначении, имеющемся в них оборудовании и количестве работающих и даже то, чем и в каких масштабах они болеют. Изучая настроения трудящихся, передавал сведения, в которых указывал, что якобы большая часть рабочих «к советской власти относится враждебно». Правда, задания по вербовке и фотографированию саткинских заводов ему не удалось выполнить.

«Зачистка» тыла
Один из обвиняемых, проживая в Сатке с 1940 года, в присутствии рабочих «Магнезита» не раз клеветал на существующий в СССР строй, на условия жизни трудящихся. В то же время восхвалял жизнь в прежней панской Польше, а также в фашистской Германии.
Еще один обвиняемый с 1940 года работал инженером-лаборантом в химической лаборатории Ашинского металлургического завода. Ему удалось передать немецкой разведке пять блоков информации, содержащей подробные сведения о марках и химическом составе стали, выпускаемой на предприятии.
При этом он успевал проводить профашистскую пропаганду, клеветал на Советский Союз, распространяя пораженческие настроения.
Одному из агентов было дано конкретное задание — собрать данные о строительстве второй домны на Саткинском металлургическом заводе. Вскоре ему дали приказ добровольно вступить в Красную Армию для сбора военно-разведывательных данных. Во время службы в третьей батарее 509-го зенитно-артиллерийского полка по условленному паролю он связывался с немецким разведчиком, которому сообщал в клеветнической форме о моральном и политическом настроении красноармейцев своего подразделения. В Копейске агент собирал сведения о производительности шахт, наличии военных заводов.
В обвинительном заключении по этому следственному делу от 30 ноября 1943 года, подписанном начальником НКВД по Челябинской области Дроздецким, были определены меры наказания для каждого обвиняемого — исправительно-трудовые лагеря сроками по 15, 10 и 8 лет.
Так завершилась проводившаяся челябинскими чекистами «зачистка» тыла.
Для этих зачастую безвестных героев он оставался фронтом за линией фронта.

Редакция «Южноуральской панорамы» выражает благодарность пресс-секретарю УФСБ России по Челябинской области Марине Горлевской за помощь в подготовке материала.

Ссылка
  • +0.27 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!