Что сгнило в Королевстве Дания на сей раз, сказать трудно, но скандал на весь мир: датская СВР присосалась к трансатлантическому интернет-кабелю и в партнерстве с американцами прокачивала информационный поток долгие годы.В конце августа информагентство Ritzau сообщило о сенсации: Трине Брамсен, министр обороны Дании, приняла решение снять с занимаемых должностей главу Службы военной разведки (СВР — датская аббревиатура FE) Ларса Финдсена и его предшественника, ныне шефа департамента в Минобороны, Томаса Аренкиеля. Отставки, как сообщалось, ждут также двух шефов оперативных отделов СВР и одного сотрудника, но их имена пока не разглашаются. Спустя месяц стало понятно, что за громкими отставками стояло.
Кому не быть и чего не миновать
Начать с того, что два отставленных персонажа — элита на политическом Олимпе Датского Соединенного королевства. Считается, что это Томас Аренкиель в свое время помог премьеру Андерсу Фогу Расмуссену стать генсеком НАТО. Кстати, в момент отставки 24 августа господин Аренкиель уже одной ногой был в Берлине: с 1 сентября он должен был стать послом. Не сложилось.
Ларс Финдсен, сменщик Аренкиеля на посту шефа СВР, тоже фигура видная. За пять лет во главе военной разведки (пришел он туда из контрразведки PET, Службы безопасности и разведки, отвечает за госбезопасность и охрану королевской семьи) Финдсен не раз привлекал к себе внимание громкими инициативами — по строительству 90-метровой башни радиоэлектронной разведки на острове Борнхольм для наблюдений за РФ, разоблачениями российского военного строительства на Земле Франца-Иосифа, пассажами про то, как Россия может поссорить контингенты НАТО и т.п. У обоих разведчиков за плечами — блестящая карьера, а также годы работы в парламенте страны. Что касается причин увольнения, то в столь чувствительной сфере они обозначены обтекаемо — серьезные нарушения в работе, не более того. Но и не менее.
По данным Петера Эрнствела Расмуссена, редактора сетевого издания Olfi, которые он сообщил DR Nyheder, главному датскому телеканалу, «под радар парламентского Комитета по надзору за военной разведкой (TET), скорее всего, попали незаконные операции СВР по скачиванию информации из интернет-кабелей, подозрение о шпионаже в Минобороны Дании, которое годами покрывалось руководством, а также незаконная слежка за датскими гражданами, в том числе за собственными сотрудниками, и сбор компромата».
Каким образом слежка за сотрудниками секретной службы стала предметом публичного разбирательства? Cудя по информации, которая просачивается в прессу (в то же Ritzau и газету Politiken), скандал о шпионаже получил огласку усилиями некоего «правдоискателя» внутри СВР, этакого датского Сноудена, который сперва безуспешно пытался обратить внимание начальства на запредельные нарушения. А когда за ним стали ходить по пятам, передал в Комитет по надзору за внешней разведкой настолько увесистый компромат, что от него уже было нельзя отмахнуться. Говорят, будто целых четыре папки.
С того момента все и завертелось. ТЕТ информировал министра обороны Трине Брамсен, та — премьер-министра Метте Фредериксен. А 21 августа прошло заседание Особого комитета по делам госбезопасности (пять членов парламента от разных партий). Премьер, очевидно, дала добро на санкции, после чего в разведке и Минобороны полетели с постов персоны, которые казались неприкасаемыми. Мало того: за день до того, как скандал получил огласку, премьер договорилась с главами парламентских партий о создании спецкомиссии по расследованию шпионажа против сограждан. Популярный датский еженедельник Weekendavisen со ссылкой на собственные источники собрал воедино все, что известно на данный момент об этой загадочной ситуации. Вот как она выглядит.
Как «А» и «Б» сели на трубу
По данным издания, еще в конце 1990-х СВР обнаружила, что мощные подводные кабели связи, в том числе те, которые обеспечивают «международный информационный дата-трафик» (здесь и далее выражения Weekendavisen), пересекаются в Копенгагене, образуя своего рода «транспортный интернет-узел».
Быстро смекнув, что напали на золотую жилу, королевские разведчики обратились за помощью к частной телекоммуникационной компании, которая обеспечивала телефонное, электронное и sms-сообщение с рядом стран, в том числе с КНР и РФ.
Результатом стало секретное соглашение, которое дало датской СВР доступ к неограниченному объему информации.
Под секретным соглашением вместе с разведчиками свои подписи поставили и члены тогдашнего правительства Дании — премьер Поль Нюруп Расмуссен, министр обороны Ханс Хеккеруп. Частная телекоммуникационная фирма в итоге провела отвод кабеля — от узла пересечения международных интернет-линий в штаб-квартиру CВР на острове Амагер (район Копенгагена). Вскоре, однако, возникли проблемы — технические и финансовые, и датчане, чувствуя, что в одиночку не потянуть, обратились за помощью к главному союзнику по НАТО, предложив сотрудничество в обмен на доступ к потоку.
Американское NSA (АНБ — Агентство национальной безопасности, специализируется на радиоэлектронной разведке и за свою закрытость получило прозвище «Агентство, которого нет») согласилось оказывать денежные вливания на постоянной основе, взяв на себя и администрирование проекта,— все это в обмен на доступ к необработанной «сырой» информации интернет-трафика, который скачивался с трансконтинентальных кабелей, пересекающихся в Копенгагене. Датская СВР в итоге получила доступ к системе электронной разведки и отбора информации (Signal Intelligence), которая позволила ее сотрудникам не только влезать в персональные базы данных, но и отслеживать телефонные переговоры, как в самой Дании, так и за ее пределами.
Weekendavisen, к слову, не единственный источник, подтверждающий секретное соглашение между СВР и АНБ. В совместной публикации международного журнала The Intercept и датского издания Information (2014 год) цитируется доклад с грифом «секретно» американского четырехзвездного генерала Кейта Александера (шефа АНБ в ту пору) по итогам его визита в Данию. В нем генерал благодарит (цитирую) «датских коллег из Службы военной разведки FE за доступ к "кабелю"» и подтверждает «готовность США и впредь финансировать и администрировать сотрудничество двух стран по этому проекту».
Пикантность ситуации состоит в том, что о существовании секретного соглашения за эти два десятилетия знали все (!) министры обороны Дании (а их сменилось около десяти, причем от разных политических партий). Их просто ставили в известность на брифинге по случаю вступления в должность, как, впрочем, и министров юстиции и премьер-министров. Словом, кого еще может затянуть в этот скандал, и не только в Дании, даже трудно себе представить.
Ответ на вопрос, как далеко зайдет расследование, полетят ли новые головы, и только ли в Дании, зависит от того, какие именно документы содержатся в тех увесистых папках, что «датский Сноуден» передал парламентскому комитету. Там явно есть указания на системный слив информации АНБ с того самого интернет-кабеля, но вот в какой мере это затрагивает права подданных королевства, интересы датских компаний в стране и за рубежом — словом, до нарушений каких прав и свобод дошла спецслужба и в какой мере это доказуемо документально, пока засекречено. Другое дело, что засекречено до известной степени — «датский Сноуден», он же «новый Гамлет», повел себя профессионально: ряд материалов, в том числе записи переговоров сотрудников СВР, он уже передал в прессу…
Ссылка