Его суть заключается в масштабном обновлении и строительстве новой железнодорожной инфраструктуры по маршруту Москва – Сочи.
Предполагается, что в результате реализации проекта время в пути сократится вдвое: с 32 до 16 часов. Действительно, сейчас, чтобы добраться до черноморского побережья железнодорожным транспортом требуется затратить большое количество времени. Средняя скорость на маршруте составляет 50-60 км/ч. Это связано с тем, что железнодорожные ветки перегружены. В направлении портов едет множество экспортных грузов, в то время как узких мест в инфраструктуре достаточно.
В сентябре 2020 года Владимир Путин одобрил реализацию проекта «Южного кластера» и сейчас стали известны его подробности.
Весь маршрут следует разделить на 4 участка:
Первый это участок Ожерелье – Елец. Здесь предполагается электрификация путей за 45 млрд. рублей, что увеличит скорость поезда.
Второй участок – Елец – Воронеж. Здесь будет построена новая железнодорожная ветка за 116 млрд. рублей. Данная территория как раз относится к узким местам и строительство новых путей поможет разгрузить направление.
Третий участок наиболее протяженный – это Воронеж – Горячий Ключ. Дело будет ограничено реконструкцией существующей инфраструктуры на общую сумму 267 млрд. рублей.
И четвертый участок самый дорогой. Железная дорога Кривенковская – Сочи. Данный маршрут предполагает строительство новой железной дороги, однако в отличие от Центральной России полотно будет проложено в горах. Это делает стоимость строительства невероятно дорогой – 935 млрд. рублей.
Итого по всем участкам смета равна 1 трлн. 400 млрд. рублей.
С одной стороны можно сказать, что нет необходимости в строительстве четвертого участка. В настоящий момент функционирует маршрут Туапсе – Сочи.
Однако его проблема заключается в следующем. Железнодорожное полотно проходит прямо по берегу моря. Это примерно 100 км. Из-за этого строительство туристической инфраструктуры на этом огромном пространстве невозможно. А ведь в летние месяцы курорты Краснодарского края и Крыма переполнены. Вместе с этим, свободных мест для строительство отелей и прочего практически не осталось. Дефицит туристической инфраструктуры ведет к росту стоимости отдыха. Отсюда и знаменитые сравнения цен, когда оказывается, что в Европе иногда отдохнуть дешевле, чем в России.
Разумеется, ценовой фактор оказывает существенное влияния на граждан России при выборе места отдыха. Здесь же следует отметить тот факт, что импорт туристических услуг составляет 30 млрд. долларов ежегодно и это самая большая статья по, говоря простым языком, оттоку капитала. Разумеется, в этом контексте необходимо усиленно развивать внутренний туризм, а проект «Южного кластера» как раз призван это сделать. Перенос железнодорожного полота с прибрежной полосы в горы обеспечит застройку практически 100 км туристической инфраструктурой. Это большое расстояние, которое создаст значительное количество новых туристических мест.
Исходя из всего этого следует, что проект «Южного кластера» нужно реализовывать полностью, в том числе и его последнюю дорогостоящую часть. Возможно для экономики России участок Кривенковская – Сочи даже более важен, чем общее сокращение времени в пути в 2 раза, ведь ехать нужно туда, где есть современная туристическая инфраструктура, отвечающая запросу граждан.