С каждым годом рассекречивается все больше документов времен Великой Отечественной войны, что раскрывают детали проводимых уникальных спецопераций. Одна из них, что много десятилетий находилась в архивах, проводилась в Сызрани, получила название «Кустарник» и относится к 1942 году. На втором году войны, когда вражеские войска подошли ближе к Волге, на территорию Самарской области фашисты начали сбрасывать группы террористов, засылать шпионов. Немецкие самолеты делали снимки территории, чтобы со временем найти брешь в нашей обороне и уничтожить стратегически важные объекты. Им противодействовали органы государственной безопасности и контрразведка. В недавно рассекреченных документах из архивов ФСБ по этому поводу можно найти много интересного.
В папке с делами за 1942 год, хранящейся в архиве УФСБ по Самарской области, есть отчеты о задержании двух групп диверсантов. Это парашютисты под командованием бывших советских офицеров Евстюнина и Викторова. Первая была обнаружена в начале марта 1942 года, вторая - в октябре того же года.
Во время допросов предатели признались, что получили задание осуществить диверсионные акты на железной дороге и организовать повстанческие группы, которые помогали бы наступавшим гитлеровцам, действуя в тылу.
Путь, который прошли бывшие красноармейцы, был типичным для предателей: содержались в лагере для военнопленных в Риге, в декабре 1941 года были завербованы немецкой разведкой и прошли обучение в специальной школе в местечке Виацати. Затем их перебросили в оккупированный фашистами Смоленск и оттуда самолетом доставили в тыл. В наличии были и фиктивные документы, по которым шпионы должны были легализоваться в Поволжье.
Вторая группа тоже прибыла со смоленского аэродрома на десятиместном двухмоторном самолете. Предатели прошли подготовку в Восточной Польше, близ Люблина, в спецшколе, организованной в поместье графа Замойского. Всего в нашу область в первые годы войны было заброшено 14 диверсионных групп.
Однако не все из бывших военнопленных решили служить захватчикам. Некоторые сами выходили на чекистов, признаваясь в содеянном и поясняя, что согласились обучаться в диверсионных школах с целью избежать смерти. Из перевербованных НКВД бывших диверсантов создали группу, успешно проводившую радиоигру с передачей в «Абвер» информации, выгодной для советского командования.
Операция по дезинформации противника получила название «Кустарник». Соблюдалась строгая секретность: о работе «вражеского» передатчика в районе Сызрани не знали даже наши пеленгаторные группы. Радиоигру возглавил начальник Сызранского горотдела НКВД Сергей Туляков, а «дирижировал» исполнителями капитан Фортунат Козик. Общее руководство операцией осуществляли их московские коллеги.
Благодаря тому, что гитлеровцы поверили в истинность передаваемых из Сызрани данных, они просмотрели сосредоточение под Сталинградом мощной группировки советских войск, что сыграло большую роль в организации их разгрома на Волге. Передаваемая радистами Тулякова «деза» помогла уберечь от опасности стратегически важные объекты Самарской области, которые были намечены фашистами для уничтожения: мосты, заводы, транспортные узлы.
Ссылка