ДенмеОбычно сейчас под Денме в Турции называют всех потомков евреев, принявших Ислам. Это -не правильно. Правильно называть сиим термином только и исключительно потомков сторонников Шаббатая Цви. И речь будет вестись исключительно о них.
Дёнме (тур. Dönme, буквально — отступник) — каббалистическая секта, вышедшая из иудаизма, основанная
Якобом Кверидо, братом последней жены Шабтая Цви (На которой Шаббатай женился после смерти Сары). Наиболее радикальные приверженцы Шаббатая в городе Фессалоники сочли это частью исполнения
мессианских пророчеств и также внешне обратились в
ислам, сохраняя при этом приверженность некоторым иудейским нормам. В последующие века секта распалась на несколько конкурировавших направлений, сохраняя эндогамию, изолированное проживание, тайную обрядность, культ Саббатая. В 1683 году к секте примкнули 250 семей салоникских саббатианцев (к концу 17 в. численность дёнме составляла 3 тысячи человек), а в последующее столетие — многие саббатианские группы, главным образом из Польши. Таким образом, дёнме формировались не только из сефардов, но и ашкеназов.
Барухия Руссо (в другой транскрипции Берехия, Брухия, Берахия, Брухия; после принятия ислама — Осман-баба) — еврейский каббалист, саббатианец, живший в Салониках, руководитель секты дёнме. Считал себя воплощением Шабтая Цви и Мессией. Умер в 1719 или 1721 году. Его дедом был
Иосиф Философ, отец последней жены Шабтая Цви, а отцом —
Якоб Керидо, основатель секты дёнме. Когда в 1690 году Якоб Керидо умер после паломничества в Мекку, Барухия принял на себя руководство сектой.
Приняв ислам, Барухия вззял себе имя
Осман-баба, типичное для суфийских орденов
. Барухия Руссо считается наиболее радикальным лидером дёнме. Он выдвинул тезис, что Высшее божество не несёт никакой ответственности за Творение.
Он ввёл понятие Торы мессианских времен (тора де-ацилут) — особом своде законов, когда всё становится наоборот. 36 запретов Торы из категории керитот (наказуемые) превращались по теории тора де-ацилут в позитивные деяния. В частности, по его учению, в этот список входили сексуальные запреты, оргии и инцест, потребление запретной пищи. Он организовывал многочисленные празднества. Многие элементы учения Барухии появились под влиянием суфийского ордена Бекташи, c которым община дёнме находилась в дружеских отношениях. Последователи Якоба Керидо составляли измирскую группу дёнме измирлар, позднее последователи
Барухии Руссо отделились в особую группу
Каракашлар (на турецком — чернобровые). Содержание веры Дёнме и её соотношение с иудаизмом и исламом точно неизвестны. Внешне дёнме соблюдали предписания Корана. Внутри секты Дёнме отвергали практические предписания Галахи; отмечали
Девятое ава (национальный день траура еврейского народа — день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы как день рождения своего учителя), а 22 адара праздновали свой оргиастический
хаг ха-кевес («праздник овцы»), сопровождавшийся обменом жёнами, которому они придавали мистический смысл.
Отношение ортодоксального еврейства Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи нередко поддерживали нормальные отношения, существовала также и более умеренная точка зрения, согласно которой следует помогать дёнме в ситуациях, связанных с соблюдением еврейского религиозного закона (например, обрезания).
Вот пока и все - по группам, образовавшимся к концу 17 века, изначальных последователей Шаббатая Цви.
То есть их к концу 17 опять же века - ровно 2, которые сохранили "устойчивую форму" и далее получили пролонгацию "внутреннего духовного развития". Причем -одна из Групп не иудейского происхождения, но принявшая по крайней мере некую часть Каббалы, а вторая Группа - принявшая опять же часть суфийской идеологии и практики.
Обе Группы - затем трансформировались и приобретали последователей. Причем Албанские Бекташи с "саббатианским уклоном" -видимо разделились на 2 группы - одна из которых получила себе Государство в виде Косово.
И, далее, начался 18 Век -
Саббатианство получило развитие в Восточной Европе. Это -содержание
второй главы, а первую - пока закончим на этом.
ЗЫ. Кстати - теперь есть возможность привести Первый пример, суть которого вытекает из вышенаписанного.
Он таков : Сушествует массовое мнение, звучащее как "Ататюрк - выходец из евреев -Денме". На что противники этого мнения отвечают: Никак нет, и близко не еврей, он всего лишь учился в школе
Каракашларов, а родом он ваабче из
албанцев. То есть для непонятливых: Как правильно "Однажды Лебедь Раком Щуку" или "Однажды Лебедь Щуку Раком"
Вот из таких покусов и складывается понимание сегодняшних заморочек.