Из ТГК Великий Трек
Часто можно услышать мнение, что Китай проводит политику неоколониализма в Африке, загоняя африканские правительства в долговые обязательства. С одной стороны, все так. Ну, например, нужно построить аэропорт в Лусаке, замбийцы берут кредит у китайского банка под условие привлечения китайского девелопера. Тот, в свою очередь, все привезет из Китая – технику, материалы и людей (натурально берут и привозят китайских рабочих и даже обслуживающих их проституток). Иначе говоря, китайцы, выдавая кредит африканцам, умудряться делать это так, чтобы деньги пределы Китая не покидали. С другой стороны, африканцы и их западные визави давно говорят между собой на одном языке, и вряд ли отдадут континент за просто так. И в последнее время мне все больше кажется, что китайцев в Африке банально используют. И вот почему.
В начале нулевых Китай пришел в Африку во многом из-за глобальной кампании МВФ по привлечению инвесторов в Африку. Тогда же был создан маркетинговый концепт, который в разных вариациях повторяется повсеместно и сегодня:
• Африка – это рискованные инвестиции, которые, однако, могут окупиться сторицей.
• Любая технология будет востребована в Африке из-за неразвитости и слабой конкуренции рынков.
• Демографический дивиденд (потенциал экономического роста из-за превышения молодого населения над стариками) делает Африку тем, чем Китай был в 1970-х гг.
Маркетологи хорошо поработали, чтобы минусы сделать плюсами. Сравнение с Китаем тоже, скорей всего, было не случайно. На практике все оказалось не так радужно. Гиганты вроде Google, Uber или Bolt работают в Африке из-за присутствия, а не прибыли. Африканский Alibaba – Rocket Africa после нескольких лет работы и миллиардных инвестиций был вынужден прекратить работу в пяти из 10 стран потому, что терпел постоянные убытки. Почему так происходит?
Банально, потому что нет денег. Во многих странах Африки большая часть населения живет на 2-3 доллара на домохозяйство в день. Сами посчитайте какая у них покупательская способность. Поэтому, когда слышите о прожектах
a la давайте построим
нефтепровод из Мозамбика в Зимбабве, то первый вопрос, который стоит спросить, а вы уверены что у вас будут покупатели, чтобы отбить затраты? Да, в Африке острый дефицит технологий и быстрорастущее молодое население, которое будет радо всему, что вы им сможете предложить. Забесплатно. Нарратив «вы нас угнетали и поэтому вы нам должны» легко прижился и в Африке. Африканские правительства чаще ждут гумпомощи и благотворительности, а не рыночных отношений.
И даже если вам пообещали заплатить, не факт, что это произойдет на оговоренных условиях. В Африке не принято платить по контрактам в обозначенные сроки. Даже у очень богатых или особенно у очень богатых. На континенте с острым дефицитом ликвидности неоплаченный контракт – это беспроцентный кредит, который можно пустить в оборот. Так сколотил свое состояние нигериец Алико Данготе ($10 млрд). Богатейшей африканец и сегодня годами может задерживать свои платежи. Но если белый (китаец тоже нечерный) вздумает сделать такое, то ему не простят. В нестабильной Африке договороспособность неафриканцев – это единственная стабильность.