Китайские инвестиции и долговая яма
Китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК) имеет огромное стратегическое значение для Пекина, поскольку должен стать для Китая выходом к Аравийскому морю. Для Исламабада этот проект еще более значим — это огромные инвестиции в страну на фоне ухудшающегося экономического положения, безработицы и обнищания населения.
Новый законопроект поставил во главу проекта КПЭК пакистанских военных. Им гарантирована неподотчетность и судебная неприкосновенность. О том, как КПЭК перешел под контроль армии и что это значит для Пакистана, рассказывает автор Telegram-канала «Индия сегодня».Что такое КПЭК?
Китайско-пакистанский экономический коридор — часть флагманской инициативы председателя
Си Цзиньпина «Пояс и Путь». Он полностью финансируется Пекином. Проект стоимостью 60 млрд долларов США призван на тысячи километров сократить пути доставки нефти, газа и других товаров, создав сухопутный коридор из западного Китая к Индийскому океану. Так грузовым потокам не потребуется морем огибать Южную и Юго-Восточную Азию.
Экономисты в Исламабаде и Пекине уверены, что
транспортные расходы на перевозку стандартного 40-футового контейнера из китайского Кашгара в порты назначения на Ближнем Востоке и в Европе после реализации проекта КПЭК резко снизятся.
План реализации КПЭК включает в себя 23 энергетических проекта, семь крупных автомобильных и железнодорожных сетей, девять Особых экономических зон (ОЭЗ) и расширение функционала порта Гвадар.
При этом Пакистан, отягощенный огромным внешним долгом, безработицей и экономическим упадком, сможет создать десятки тысяч рабочих мест.
Борьба за контроль над КПЭК
В 2019 году правительство
Имрана Хана приняло постановление о создании Управления Китайско-пакистанского экономического коридора (УКПЭК) для своевременного выполнения крупных проектов. Многие были уверены, что Управление было создано, чтобы угодить Пекину, где выражали тревогу из-за медленного хода работ и хотели, чтобы пакистанская армия приняла непосредственное участие в реализации проекта. Неудивительно, что первым председателем Управления КПЭК стал близкий помощник премьер-министра
Имрана Хана генерал-лейтенант
Асим Салим Баджва.
Создание УКПЭК неоднократно критиковали пакистанские законодатели: оно подрывало роль гражданского общества, действуя как параллельная власть. Ситуация стала еще хуже, когда в мае 2020 года закончился срок действия указа о полномочиях УКПЭК.
Согласно сообщениям пакистанских СМИ, Асим Салим Баджва продолжал председательствовать в КПЭК, несмотря на отсутствие юридического статуса. В стране это вызвало удивление и несколько лидеров оппозиции поставили под сомнение правовой статус руководства УКПЭК после истечения срока действия указа.
Опасения тем более усилились, когда в начале года Баджва оказался замешан в крупном коррупционном скандале и вынужден был уйти с поста специального советника премьер-министра Хана.
Ужесточение контроля
В течение последних нескольких месяцев правительство Пакистана работало над законопроектом, направленным на урегулирование спорного статуса Управления КПЭК. В ноябре 2020 года парламентский комитет
окончательно одобрил законопроект об полномочиях КПЭК 2020 года в Национальном собрании.
Этот законопроект не только обеспечит официальное возвращение полномочий УКПЭК, но и даст пакистанской армии гораздо больший контроль над проектом. Предлагаемый закон позволит Асиму Баджве заменить министра планирования в качестве сопредседателя Пакистано-китайского совместного комитета и ликвидировать роль Министерства планирования в проекте КПЭК.
Кроме того, законопроект вводит новую должность «руководителя аппарата», упраздняя при этом позицию генерального директора проекта. Две должности исполнительных директоров также предлагается упразднить.
Главное в законопроекте — Баджва будет подчиняться непосредственно премьер-министру Имрану Хану, а не Министерству планирования. В Пакистане считают, что это даст армии широкое влияние на ключевые проекты. Самого премьер-министра частно называют ставленником пакистанских военных, а критики называют его «марионеточным правителем».
Законопроект
предоставляет юридический иммунитет должностным лицам УКПЭК — им не придется отчитываться за десятки миллиардов долларов, потраченные на эти проекты. Руководство проекта фактически предлагается вывести за рамки компетенции пакистанских судов.
Кроме того, председатель УКПЭК будет иметь право приказать начать
расследование в отношении любого чиновника, который откажется сотрудничать с Управлением.
Зачем это Китаю?
Многие эксперты считают, что военный контроль над проектом КПЭК в Пакистане выгоден Китаю во многих отношениях.
Источники в министерстве планирования Пакистана сообщили СМИ, что Китай хочет, чтобы пакистанская армия была непосредственно вовлечена в реализацию проектов экономического коридора, чтобы ускорить ее темпы.
Скорейшая реализация проекта «Пояса и Пути» в Пакистане имеет решающее значение для Китая, который стремится расширить свое влияние в регионе Южной Азии, — даже если это приведет к финансовому истощению стран-партнеров.
Проект КПЭК, который связывает китайский Кашгар с пакистанским портом Гвадар на Аравийском море, проходит через Гилгит-Балтистан — регион, статус которого является предметом многолетнего территориального спора между Пакистаном и Индией. Он имеет решающее значения для Китайско-пакистанского экономического коридора — он является шлюзом для инфраструктуры проекта. Без Гилгит-Балтистана китайцы будут иметь лишь ограниченный доступ к порту Гвадар.
При этом за последние несколько лет были
похищены и убиты несколько китайских подрядчиков и инженеров, работающих в Белуджистане и Синде. В Пекине полагают, что активное участие армии поможет решить проблемы с безопасностью в неспокойных пакистанских провинциях.
«Баджва, несомненно, был выбран, поскольку все были убеждены, что он способен решить проблемы с безопасностью. Пекин обеспокоен терроризмом в Белуджистане, где сепаратисты в последние годы активизировали атаки на китайские объекты», — утверждает политический комментатор Ариф Рафик.Что будет значить для Пакистана контроль армии над КПЭК?
«Центр глобального развития» отмечает
в своем докладе, что Пакистан входит в число восьми стран, наиболее подверженных риску долгового кризиса из-за китайских проектов «Пояс и Путь».
Пакистанские политики уверяют, что стратегическая ценность страны для Китая якобы волшебным образом принесет Исламабаду экономические дивиденды и обеспечит солидное положение в рамках сильного регионального блока, который будет опираться на Китай.
«Будущее Пакистана — с Китаем. Мы должны прояснить это. Наше [экономическое] развитие теперь тесно связано с Китаем», — объявил в интервью Dunya News Имран Хан.Это правда — но не в том смысле, который подразумевает Хан. Запуск КПЭК должен был интегрировать Пакистан в мировую экономику. Однако сегодня армия заинтересована прежде всего в том, чтобы реквизировать КПЭК для решения проблем безопасности — или хотя бы просто откусить кусок этого экономического и политического пирога, используя для этого, возможно, даже особые «оборонные экономические зоны».
Между тем прямые иностранные инвестиции по-прежнему ограничены лишь несколькими секторами. Они поступают в основном от китайских компаний, которые привлекают очень щедрые концессии в Пакистане. А пакистанский бизнес, как и прежде,
не способен найти выход на мировые экспортные рынки — экспорт составляет лишь 10% ВВП Пакистана, что очень немного даже по сравнению с 15% у Бангладеш и 19% у Индии.
Растущая роль армии в проекте КПЭК и, в более широком смысле, в формировании всей экономической политики Пакистана мало способствует продвижению столь необходимых реформ. Перемены требуют участия политической и деловой элиты страны и могут быть рождены только консенсусом, а не принуждением. По мере того как армия захватывает экономику Пакистана, и без того хрупкая демократия в стране окончательно разрушается.
Ссылка