Цитата: BUR от 28.12.2020 15:52:42там всё просто:
1. Средства возвращения снижают забрасываемый вес (у Маска с посадкой на маршевом двигателе где-то на 1/3)
2. Определение остаточного ресурса возвращенных двигателей и конструкции в целом - очень затратное мероприятие
3. Двигатели должны быть с большим ресурсом, т.е. удельная тяга несколько меньше и т.д.
.
В итоге получается, что если есть массовая серийная однотипная нагрузка (например 100500 одинаковых недорогих спутников) - то всё прекрасно, закладываем в проект потерю части спутников и гоняем возвращаемые ступени "пока не разобьются" и всё равно экономия.
Или если, например, есть станция, на которую постоянно возим воду-еду-топливо (т.е. нагрузка не уникальна, цена собственно нагрузки невелика, цена доставки наверх определяющая).
Самое дорогое в ракете - это движок. Его использование несколько раз должно окупаться.
С другой стороны, возможно с нашим движком РД-191 так не будет - ну не рассчитан он изначально на проверку и новое коммерческое использование. У него просто есть ресурс, и его можно повторно использовать - и совсем не факт что это дешевле чем просто сделать новый.
А вот Маск свой движок делал изначально с прицелом на многоразовое коммерческое применение. И думал при его проектировании в том числе и о проверке отработавшего.
PS.
Как диванный эксперт, полагаю синица у нас в руке есть - Ангара. Но тянуться лучше за журавлем. И не за тем что был, аля Энергия, а за тем что будет.