Начало газовой промышленности и первые газопроводы
новая дискуссия
Дискуссия
224
Начало газовой промышленности и первые газопроводы
После открытия в 1942 г. Елшанского месторождения, Госкомитетом обороны СССР было принято решение о строительстве газопровода «Елшанка – Саратовская ГРЭС» диаметром 300 мм. Газ был необходим для работы крупнейшего на тот момент в Европе, как было сказано выше, Саратовского НПЗ, поставлявшего нефтепродукты в Сталинград, а также эвакуированных из западных регионов страны оружейных предприятий.
По мере наступления немцев на Москву встал вопрос о безопасности Правительства СССР, в связи с чем было принято решение об эвакуации в Куйбышев (Самару), получившей статус «запасной столицы». Сюда были эвакуированы правительственные чиновники, 22 дипломатические миссии (в том числе США и Японии), предприятия культуры (например, труппа Большого театра), какое-то время располагались помещения всесоюзного радио, доносившего до всех граждан нашей страны голос Юрия Левитана. Кроме того, в Куйбышеве располагался завод, производивший наши самолеты «Ил-2», который немецкие войска окрестили «черной смертью». За годы войны 75% всех самолетов «Ил-2» (т.е. 27 тыс. из 36 тыс.) было построено именно в Куйбышеве.
Все эти объекты требовали энергии для своей работы. В 1942÷1943 гг. эта проблема была решена. В короткие сроки были построены газопроводы «Елшанка – Саратов» длиной 23 км (за 35 дней с 18 сентября по 28 октября 1942 г.) и «Бугуруслан – Похвистенево – Куйбышев» длиной 180 км (за 225 дней с 3 января по 15 сентября 1943 г.), которые обеспечивали подачу газа на НПЗ, ТЭЦ, оборонные заводы и населению (рис.7).
Рис. 7. Маршруты газопроводов:
1 − «Елшанка – Саратов» (1942 г., 23 км);
2 − «Бугуруслан – Похвистнево – Куйбышев» (1943 г., 180 км);
3 − «Саратов – Москва» (1944÷1946 гг., 843 км)
Постановление Государственного комитета обороны № 1563сс «О строительстве газопровода Бугуруслан – Похвистнево – Куйбышев» было подписано 7 апреля 1942 г. За остававшееся время до начала строительства была обустроена инфраструктура месторождений, мобилизованы техника и люди. В строительстве участвовало 3 тыс. заключенных, также привлекалось местное население, в том числе женщины и дети; для всех них были установлены очень жесткие суточные нормы: 3 кубометра земли при рытье траншей и 1,25 км трубы во время ее укладки в траншею; самовольный уход с места работ считался дезертирством и карался тюремным сроком до 8-ми лет. Строительство велось в условиях строжайшей секретности, слово «газопровод» тем, кто о нем знал, было запрещено произносить вслух. Регулярно происходили перебои с поставками труб, в результате траншеи обваливались и их нужно было выкапывать снова. Когда трубы окончательно закончились, Постановлением Госкомитета Обороны от 12 июня 1943 г. было принято решение впервые в мировой практике использовать асбоцементные трубы (из них простроили около 20 км газопровода), а когда закончились и они – то отслужившие минометные стволы (это по легенде; на самом деле – минометные подствольники). Оборудование было несовершенным, установки для электродуговой сварки не поступали вовремя, в итоге многие работы изможденным голодным людям приходилось делать вручную. За время строительства вручную выкопано 1,8 млн. кубометров грунта, на трубах сварено 20 тысяч стыков, на пути преодолено 8 рек и речушек...
Столь суровые условия труда и жесткий срок ввода газопровода объяснялся его значимостью. За время от Сталинградской до Курской битвы страна форсированными темпами мобилизовала людей, производила военную технику. Все это требовало энергоресурсов в ограниченных условиях – нефть Баку транспортируется на 5 тысяч километров, Донецкий угольный бассейн захвачен врагом. Проблему нехватки энергии можно было бы решить за счет Кузбасского угольного бассейна, но, во-первых, он располагался далеко (свыше 2,7 тысяч км), а во-вторых, количество угля необходимо было колоссальное. При отправке требуемого объема угля с Кузбасса элементарно не хватило бы вагонов, а те, которые были, просто парализовали бы железнодорожную систему СССР, и так с трудом справлявшуюся с грузоперевозками техники и людей. Природный газ Урало-поволжской нефтегазовой провинции стал спасением. Объем газа, перекачанный по газопроводу «Бугуруслан – Похвистнево – Куйбышев» за период с сентября 1943 по июнь 1945 гг. составил 260 млн. куб. м, что заменило 370 тыс. т. угля, для чего понадобилось бы 20 тыс. железнодорожных вагонов, т.е. 500 эшелонов [5, 23-25].
Дальнейшее развитие системы газопроводов связано со строительством магистрали «Саратов – Москва», начавшейся в соответствии с Постановлением Госкомитета Обороны от 03.09.1944 г. Трубопровод был предназначен для перекачки газа от Елшанского месторождения в Москву как источник энергии для промышленности и ТЭЦ, а также имел важнейшее идеологическое значение – начало восстановления страны и возврат к мирной жизни обычного населения. Именно поэтому куратором строительства был назначен начальник НКВД Лаврентий Берия.
Трубопровод имел протяженность 843 км, диаметр 325 мм, рабочее давление 5,5 МПа. Трасса газопровода пересекала 80 больших и малых рек, 125 км лесных массивов и болот, шоссейные и железные дороги. Для строительства газопровода из США по программе «ленд-лиза» были поставлены тонкостенные бесшовные трубы, газоперекачивающие агрегаты и другое технологическое оборудование. Фактическое время строительства газопровода также составило 225 дней. Как и при строительстве газопровода «Бугуруслан – Похвистнево – Куйбышев» привлекались заключенные (их доля около 80%) и мирные жители, для которых были установлены те же нормативы; также не хватало сварочных агрегатов и более 100 тысяч стыков труб были выполнены вручную, и только 2,5 тыс. – с помощью полевого конвейера для электросварки [26]. Для защиты труб от коррозии применяли битумную изоляцию, часто в авральном режиме, так как подходил срок проведения гидроиспытаний, которые было необходимо завершить до осени 1945 г. Пуск трубопровода произошел в 1946 г., в Москву пришел природный газ. Эти события можно считать началом газовой промышленности СССР.