Казахские выборы: дрейф страны в сторону «тюркского мира»?
В Казахстане 11.01 прошли выборы депутатов Мажилиса (нижней палаты парламента), избираемых по партийным спискам. В них участвовали пять из шести зарегистрированных в стране партий: Народная партия Казахстана, правящая партия «Нур Отан», Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл», Демократическая партия Казахстана «Ак жол» и партия «Адал». «Нур Отан»
победила, набрав 71,9% голосов.
Интерес к Казахстану активно проявляют «зарубежные друзья». Незадолго до выборов премьер-министр Казахстана А. Мамин
встречался с руководителем Финансовой корпорации международного развития США А. Болером.
Стороны достигли договорённостей об инвестиционном сотрудничестве на сумму в один миллиард долларов. Инвестиционное сотрудничество с США для бывших советских республик -- маскировка получения денег правящей элитой. Средства будут выводить через международный финансовый центр «Астана», созданный по настоянию Назарбаева.
«Американские товарищи» явно заинтересованы в сохранении у власти нынешней пропрезидентской партии «Нур Отан» (Свет Отечества), выступающей за «многовекторность во внешней политике», «дальнейшее развитие казахского языка как приоритет» (а соответственно – сокращение сферы применения русского языка) и т.д. Эта политическая сила, выступающая «за всемерное укрепление независимости Казахстана» продолжит курс на стратегическое сотрудничество с Турцией, а через неё (а возможно и напрямую) – с Вашингтоном. «Нур Отан», конечно, не призывает напрямую порвать все связи с Россией – зачем лишаться нашей защиты и поддержки, ведь можно, по-свойски подмигивая и Анкаре, и Вашингтону, и Пекину, от Москвы получать дивиденды за статус стратегического партнёра и главного союзника в Средней Азии. Такой «взвешенный курс» по достоинству оценивают как на Западе, так и в среде «тюркских братьев».
Кстати, представители тюркских международных организаций вполне удовлетворены итогами выборов. Миссия наблюдателей от Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран
считает, что прошедшие в воскресенье в Казахстане выборы в Мажилис показали растущий уровень демократии в республике. Миссия наблюдателей Совета сотрудничества тюркоязычных государств также
не зафиксировала серьёзных нарушений на прошедших выборах.
Интересный момент: по требованию ЦИК в партийных списках количество женщин и лиц, не достигших 29 лет, должно было составлять не менее 30 % от общего числа включенных в него лиц. Эти требования
выполены в полном объёме всеми партиями. Вообще-то сами по себе эти требования абсурдны – партия сама должна определять, кого и каким образом выдвигать на выборы. Подобные ограничения по факту и есть нарушение демократии. Средний возраст всех кандидатов – 46,7 года, почти 80% из них – казахи.
Но суть не в этом. Вроде бы это шаг навстречу «общемировому демократическому тренду» и показной реверанс в сторону Белого дома – «главного защитника демократических ценностей в мире». Но есть и другая сторона медали, особенно в вопросе значительного числа молодежи среди кандидатов в депутаты. Те, кому меньше 29 лет – это те, кто не испытывает ностальгии по СССР. Соответственно и отношение к России у них, мягко говоря, «менее трепетное». С помощью молодежи победившей пропрезидентской партии гораздо проще будет и «независимость укреплять», и «многовекторную политику проводить», и «сферу применения казахского языка расширять». С приходом к власти молодого поколения дрейф Казахстана от России только усилится. Вероятнее всего, продолжится сближение с Турцией (а через неё – с НАТО)
по идеологическим мотивам, и дальнейшее дистанцирование от Москвы: ведь русских в стране по официальным данным – 19%, и они очень мешают нынешней власти «укреплять независимость» Казахстана. Казахстан уже активно участвует в тюркских организациях, где главную роль играет Турция, принял решение о переходе на латиницу (как у турок), что лучше всех деклараций и заверений показывает, в какую сторону смотрит местная элита. Ну и какую выгоду сможет извлечь РФ из продолжения пребывания этой элиты у власти?