За Китай
1,106,610 5,252
 

  Vediki977 ( Слушатель )
16 янв 2021 19:36:36

Как Китай стал участником шпионского скандала в Афганистане

новая дискуссия Статья  188

Как Китай стал участником шпионского скандала в Афганистане
Федеральное агентство новостей

В декабре 2020 года Национальный директорат госбезопасности Афганистана задержал в Кабуле 10 граждан КНР по обвинению в шпионаже и терроризме. Правительство Ашрафа Гани собиралось потребовать от Пекина официальных извинений, но в итоге все десять задержанных, предположительно связанных с Министерством безопасности Китая, улетели на родину чартерным рейсом. Хуа Чуньин, официальный представитель китайского МИД, заявила, что об том эпизоде ей ничего не известно.
Автор Telegram-канала «Афганская голубка» рассказывает, зачем Китай создал в Афганистане агентурную сеть и при чем здесь Индия.

Затаившийся дракон
Итак, в столице Афганистана была раскрыта ячейка, состоявшая из десяти человек. Первоначальное обвинение в терроризме и связях с «Сетью Хаккани» было, как выяснилось, не вполне корректным. Китайцы вовсе не планировали вредить соседям и поддерживать одну из террористических группировок – они создали свой собственный фальшивый филиал «Исламского движения восточного Туркестана». На «живца» предполагалось ловить уйгуров, входящих в состав настоящего ИДВТ.

A well-defined friendship China-Pakistan! China? sent Chinese spies & terror millitent groups to Afghanistan linked with Pakistan-supported terror group Haqani. Dear China We r in a stage to enter the Peace talks. As a good neighbor we expect Chinese to support our Peace not ..? pic.twitter.com/mH4FrV9tiV
— Nematullah Enayat | نعمت الله عنایت (@nematullahenay1) December 26, 2020


Сообщения о произошедшем почти мгновенно появились в… индийской прессе. 19 декабря Timesdel News сообщила, что 10 декабря в Кабуле были арестованы китайские агенты Ли Янян, работавший там с июля, и его помощница Ша Хун. Эти двое были руководителями ячейки, в состав которой входили еще семь граждан КНР и один гражданин Таиланда. У задержанных конфисковали оружие, дубинки, наручники, а также взрывчатые и психотропные вещества, в том числе кетамин. По крайней мере двое китайцев поддерживали контакты с радикальной группировкой «Сеть Хаккани».




Местные СМИ отмалчивались, Национальный директорат безопасности Афганистана отказывался от комментариев. 25 декабря в Hindustan Times появилась более эмоциональная статья: Афганистан требует Китай извиниться за нарушение международных норм и нарушение суверенитета ИРА, а вице-президент Амрулла Салех, которому поручено расследовать дело, встречается с послом КНР в Кабуле Ван Юйем. 5 января глава директората Ахмад Зия Сарадж в ответ на требования возмущенных парламентариев наконец подтвердил, что арест китайских разведчиков действительно имел место. Он стал первым, кто удостоверил этот эпизод. Комментариев от других официальных лиц так и не поступило.
Арсенал, который сотрудники обнаружили у членов «ячейки Ли» — оружие и взрывчатые вещества — вполне мог быть использован не только для выслеживания уйгуров из ИДВТ, но и для их ликвидации. А еще вполне можно предположить, что ячейка была не единственной.

Каждый критикует по-своему
Индийская пресса, по традиции, не удержалась и от выпадов в адрес соседа: китайцы устанавливали контакты с «Сетью Хаккани», «Талибаном»1 и «Аль-Каидой»1 (организации запрещены в РФ) при посредничестве пакистанской межведомственной разведки (ISI). Нельзя было дать такому скандалу пропасть.
В конце декабря западные журналисты тоже отметились критикой в адрес Пекина. Американские новостные сайты Axios, CNN, Voice Of America, The Times и Daily Mail заявили, что Китай предлагал «негосударственным субъектам» в Афганистане деньги за убийство американских солдат. Тема популярная, если не сказать избитая: прошлым летом New York Times выдвигала подобные обвинения в адрес России, а CNN – в адрес Ирана. Деталей в статьях не было. Откуда поступила информация? От информированных лиц, пожелавших остаться неизвестными. Когда и где происходили описанные события? Некоторое время назад, где-то на территории ИРА.
Учитывая, что за 2019 год в Афганистане погибли 22 американских солдата, за 2020 год — шесть, причем трое — в результате несчастных случаев, то выглядят подобные обвинения не слишком убедительно. При этом информационный вброс произошел буквально через неделю после того, как Hindustan Times рассказала об аресте «китайских террористов» в Кабуле.
Интересно, что всего за месяц до ареста США исключили ИДВТ из списка террористических организаций (правда, оно и сейчас значится в списке ООН — и вряд ли Китай когда-то позволит его оттуда вычеркнуть). Можно сказать, этот поступок стал новой вехой в «холодной войне» между Америкой и КНР.

Уйгур моего соседа – мой уйгур
Китай решает уйгурский вопрос не только на территории Синдзяна, но также в Юго-Восточной и Центральной Азии, Пакистане (в 2015 году министр обороны Хавадж Мухаммад Асиф заявил, что с уйгурскими боевиками в Зоне племен покончено, но в 2019 на территории Вазиристана был ликвидирован лидер ИДВТ Абдул Шакур аль-Туркестани) и Афганистане, с которым делит около 80 километров общей границы в Ваханском коридоре. Кроме того, КНР различными способами добивается того, чтобы уйгуры, нашедшие убежище на чужой территории, были депортированы.
В 2015 году власти Китая решили действовать лаской — предложили правительству Ашрафа Гани помощь в размере 73 миллионов долларов, стипендии для афганских студентов, тренировочные программы для сотрудников силовых структур и главное — посредничество в случае возможных переговоров с «Талибаном». В ответ Китаю нужна была поддержка Кабула в борьбе с ИДВТ.  В качестве жеста доброй воли власти Афганистана арестовали и выслали в Китай 15 уйгурских бизнесменов.
Сейчас, по разным данным, на территории страны находятся от 100 до 500 уйгуров, многие из которых входят в ряды «Талибана» и «Вилаята Хорасан» (отделение запрещенной в РФ группировки ИГ1) в качестве советников и инструкторов по изготовлению бомб. Большая их часть сосредоточена в граничащем с Китаем Бадахшане (район Джурм), однако, по некоторым данным, уйгуров обнаруживали также в восточных провинциях Кунар и Нуристан и на юге, в провинции Заболь. Примечательно, что в первую очередь «ячейка Ли» занималась выслеживанием уйгуров именно в провинциях Бадахшан и Кунар.
Более того, Китай планировал построить в Бадахшане военную базу и направить туда бригаду Народно-освободительной армии. Однако Кабул насторожило то, что на базе предполагалось использовать китайские системы навигации, которые конкурировали с американской GPS и могли служить для наблюдения как за Афганистаном, так и за его союзниками, включая США. Проект был заморожен, а китайские войска в итоге разместились в Таджикистане.
Есть данные, что в 2016 году между афганским Национальным директоратом безопасности и КНР существовало негласно соглашение: уйгуров, пойманных на территории Бадахшана, за определенную плату передавали на китайскую сторону границы.

Подводя итог
Несмотря на усилия индийской прессы, шума удалось избежать: Китай не может принести публичных извинений, чтобы не «потерять лицо», что противоречит его культурному коду, а Афганистан не хочет лишаться финансовой помощи Пекина. Да и участие китайской контрразведки сделало шпионский эпизод слишком деликатным, чтобы афганские власти высказались о нем вслух. Но сам эпизод продемонстрировал ряд геополитических противоречий. 
В последние годы Китай проявляет к Афганистану особый интерес. После вывода западных войск в стране образуется вакуум власти, который можно будет попытаться заполнить, особенно при содействии «железного брата» Пакистана, с которым Пекин тесно сотрудничает в военной и экономической сферах.
Запад стремится остановить экспансию Китая в Афганистане, используя для этого региональных игроков — в первую очередь, Индию, у которой союз Пекина с Исламабадом вызывает большие опасения. Есть версия о том, что в индийскую прессу информация о «ячейке Ли» попала из окружения вице-президента Салеха, которому было поручено вести расследование. Однако вполне можно предположить и обратное: индийцы (или их западные кураторы) могли передать афганским коллегам «явки и пароли» агентурной сети Китая. В любом случае, «утечка» информации об аресте случилась слишком своевременно. То, что советник по национальной безопасности Индии Аджит Довал пару дней назад посетил Кабул с необъявленным визитом, тоже вряд ли было совпадением.

Ajit Doval calls on President Ashraf Ghani KABUL (AIP): Indian prime minister’s National Security Advisor Ajit Doval called on President Mohammad Ashraf Ghani Thursday (Jan. 13). pic.twitter.com/FEvP0GSQDc
— Afghan Islamic Press (@aip_news) January 14, 2021


История с «ячейкой Ли» послужила поводом для новой битвы в информационной войне Китая с Западом. По мере вывода войск НАТО и обострения обстановке в Афганистане «битва разведок» даст еще не один повод для статей в Hindustan Times и VOA. 
1 Организация запрещена на территории РФ.
Ссылка
  • +0.56 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!