Спецслужбы
1,327,428 7,996
 

  Vediki977 ( Слушатель )
30 янв 2021 16:14:44

Иосиф Григулевич: свой среди чужих, чужой среди своих

новая дискуссия Статья  226

Как советский разведчик стал наследником кофейного плантатора и консулом Коста-Рики


Обработка от Александра Воронина | Fitzroy Magazine


Как уже рассказано в предыдущей публикации, в 1940 году 27-летний (!) советский разведчик Иосиф Ромуальдович Григулевич обосновался в Аргентине, став резидентом НКВД во всей Южной Америке. Основанная им диверсионная “Группа D” после начала Великой Отечественной войны с помощью самодельных мин потопила в порту Буэнос-Айреса несколько судов с грузами для немецкой армии, совершила 150 поджогов. Только уничтожение склада с селитрой (уже купленной и оплаченной нацистской Германией) обошлось казне рейха в 200 000 долларов. Связь с Москвой была нерегулярной (ввиду расстояний), и Григулевич сам принимал решения — в частности, финансировал успешные диверсии из личных средств. Однажды ему пришло в голову заразить спорами грибка или выпустить саранчу в зернохранилище с пшеницей, приготовленной для отправки в рейх. Увы, Иосиф не нашёл верных коммунистов среди сельскохозяйственных рабочих, способных осуществить эту акцию: ведь он всегда предпочитал работать с фанатами идеи, а не подкупать исполнителей. “Если человек влюблён в деньги, за бо́льшую сумму потом он предаст и меня”, — считал Григулевич.
Несмотря на неудачу с саранчой, дела у диверсионной сети Григулевича шли блестяще. Однако зачастую за взлётом следует падение. 4 июня 1943 года в Аргентине произошёл военный переворот — к власти в Аргентине пришло обожающее Гитлера правительство консервативно настроенных офицеров, и спецслужбы принялись с утроенной энергией искать советских агентов. К тому же, в декабре 1944 года при случайной детонации динамита пострадал, собирая компоненты для снаряда, главный взрывотехник группы Григулевича — поляк Вержбицкий: он остался без руки и полностью ослеп. А вскоре полиция арестовала консультанта “Группы D” по технике саботажа — Виктора Дефруэтоса. Стало ясно, что в итоге доберутся и до самого Григулевича… поэтому, разведчик запросил “центр” разрешить ему эвакуироваться в Уругвай, пока ещё не стало слишком поздно. Он перевёз в Монтевидео огромный архив с секретными сведениями и компроматом на политиков Чили и Аргентины — эти бумаги впоследствии позволили советской разведке держать “на крючке” определённых лиц.


“Он не гражданин СССР!”
В приключениях штандартенфюрера Макса фон Штирлица из “17 мгновений весны” никогда не отмечалось, что свои же бюрократы из спецслужб и деятели из других организаций постоянно суют разведчику палки в колёса — порой из элементарной зависти. У Григулевича же подобное случалось сплошь и рядом. В 1941 году под него откровенно “копали” бывшие соратники по Коминтерну. Они регулярно писали в Москву кляузы: как можно поручать секретные задания человеку, не являющемуся даже гражданином СССР? На Григулевича сыпались обвинения в намеренном саботаже покушения на Троцкого. В дальнейшем у Иосифа не сложились отношения с советским послом в Бразилии Яковом Сурицем, жаловавшимся в НКВД на “самоуверенность, своеволие и упрямство” разведчика. Доносы слали и рядовые сотрудники посольства в Уругвае — личность “товарища Артура” (таков был псевдоним Григулевича в это время) и стиль его работы устраивали далеко не всех. Зато в личной жизни Иосифу повезло — ещё в 1940 году он женился на школьной учительнице из Мексики — ярой коммунистке Лауре Агиляр Араухо. Девушка до такой степени прониклась идеями социализма и личностью Владимира Ильича Ленина, что запретила матери и родным сёстрам посещать церковь — тогда для местного населения это являлось попросту громом среди ясного неба. Разумеется, брак был гражданским — супруги и не подумали венчаться — хотя оба пока не имели членских билетов ВКП(б). Лаура сделалась верной соратницей мужа, и помогала ему в работе на советскую разведку в качестве шифровальщицы.

65 666 “баксов” за революцию
После капитуляции нацистской Германии Иосиф Григулевич объявляется в Чили, с новой “легендой” — изображая из себя “бастарда” богатого кофейного плантатора из Коста-Рики, в детстве вывезенного матерью в Сантьяго. Идею придумал писатель-коммунист, помощник коста-риканского консула в Чили Хоакин Гутьеррес Мангель. “Безбашенному” Иосифу сопутствует удача — он получил паспорт Коста-Рики на имя “Теодоро Бонефиль Кастро”: не мудрствуя лукаво, псевдоним Григулевич составил из имени деда (Теодоро) и бабки (Бонефиль) писателя Хоакина. “Сеньор Кастро” едет в Боливию и ведёт там переговоры с местными индейскими племенами в Потоси о… подготовке коммунистического восстания в стране! Григулевич скрупулёзно подсчитал все расходы (с учётом покупки оружия и печати пропагандистских материалов, включая портреты Сталина), и сообщил в Москву, что установление коммунизма в Боливии обойдётся ровно в 65 666 долларов. Вот так, не больше и не меньше. Кремль, однако, пожелал сэкономить, и предложил будущим революционерам $60 000. Не получилось — вожди индейских племен упёрлись намертво, отказавшись торговаться. Таким образом, только жадность неуступчивых индейцев (и экономность Кремля) спасла Боливию от установления там власти трудящихся. Следующей командировкой “сеньора Теодора Б. Кастро” стала Бразилия — Григулевич поселился там вполне легально, открыл книжный магазин и за 2 (!) месяца выучил португальский язык. Он завёл множество полезных связей, и в декабре 1945 года прибыл в посольство СССР в Уругвае, предоставив отчёт на десяти страницах. Дипломаты не нашли ничего лучшего, как высказать Иосифу своё раздражение в стиле — “зачем ты лезешь, когда тебя не просят?”. Они считали, что вербовать бразильских чиновников и политиков опасно, так как бразильцы по жизни “необязательные” и “трепачи”. После разрыва дипотношений между СССР и Бразилией в ноябре 1947 года супругов Григулевич отозвали в СССР. Незадолго до этого на них обрушился жестокий удар судьбы: от порока сердца умер их первенец, шестимесячный Хосе. Муж и жена уезжали из Южной Америки в полной депрессии.

Купите кофе от НКВД
28 апреля 1948 года Иосиф и Лаура Григулевич получили гражданство СССР и советские паспорта — это событие они отметили отдыхом на Чёрном море, после чего переехали в предоставленную НКВД отдельную квартиру на Ленинградском проспекте Москвы. Но передышка была короткой — уже 16 мая 1949 года было решено перебросить пару “нелегалов” на работу в Италию. Без труда закрепившись в Риме с помощью знакомых из посольств стран Латинской Америки, Иосиф создал фирму “Гальярдо”, успешно торговавшую автопокрышками, швейными машинками и тушёнкой. Кстати, он никогда не забывал пожилого отца, постоянно отправляя ему деньги на содержание, пока в 1950-м году Григулевич-старший не умер от рака. Бизнес разрастался, как на дрожжах — соучредителем фирмы стал экс-президент Коста-Рики Луис Отилио Улате Бланко: теперь южноамериканский кофе поставлялся в Европу с участием резидента НКВД, по 50 000 долларов (!) за партию (тогдашний курс доллара был в несколько раз выше нынешнего). Через бывшего главу государства Григулевич познакомился с видными итальянскими политиками, включая племянника Папы римского и полковника ватиканской гвардии Джулио Пачелли (этот персонаж был, помимо всего прочего, членом правления “Банка ди Рома”, папским нунцием и одним из самых влиятельных людей в Ватикане). Иосиф профессионально занялся избирательной компанией Улате Бланко, обеспечил ему нужную рекламу, и тот снова стал лидером Коста-Рики. В благодарность, новый президент в 1952 году назначил советского разведчика… послом своей страны в Риме. Это был попросту настоящий триумф НКВД.
Но вот честное слово — вы даже не представляете, что случилось с Григулевичем дальше.
Окончание следует


Ссылка
  • +0.24 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!