Март 1919 года. Москва. Первый конгресс Коммунистического интернационала. С образованием этой организации было положено начало международному коммунистическому движению. В 1935 году в обстановке фашистской истерии и угрозы мировой войны состоялся седьмой конгресс Коминтерна, который наметил стратегические и тактические линии компартий в борьбе против фашизма. По мнению руководства ВКП(б), официальной задачей Коминтерна становилась не организация «мировой революции», а борьба против немецко-фашистских захватчиков.
Спецшкола Коминтерна в Кушнаренково Лидер Советского Союза И. В. Сталин четко определил государственную позицию по поводу фашизма. «Коминтерн пока не должен выступать открыто. Партии на местах развертывают движение в защиту СССР. Не ставить вопрос о социалистической революции. Вопрос идет о разгроме фашизма, поработившего ряд народов и стремящегося поработить и другие народы». После этого обращения компартии определили свою тактику, формы и методы борьбы с фашизмом, исходя из конкретных условий своих стран. Общее руководство осуществлял Исполком Коминтерна (ИККИ). Но эта работа затруднялась тем, что германские войска находились на подступах к Москве. Поэтому было принято решение эвакуировать Исполком Коминтерна и его учреждения в Башкирию.
22 октября 1941 года на железнодорожный вокзал станции «Уфа» в двух вагонах прибыли сотрудники Исполкома Коминтерна. Для работы этой международной организации было предоставлено здание Дома пионеров на углу улиц Ленина и Революционной (в настоящее время его занимает Уфимский авиационный техникум). Здесь работали Георгий Димитров, Пальмиро Тольятти, Вильгельм Пик, Долорес Ибаррури, Клемент Готвальд, Морис Торез, Вальтер Ульбрихт, Отто Куусинен и другие известные руководители зарубежных компартий. Несмотря на трудности военного времени, городские и республиканские власти решили проблему с жильем для сотрудников Коминтерна, поселилив их в гостинице «Башкирия», в домах по улицам Ленина, Пушкина и Советской.
Г. Димитров на одном из совещаний с группой международных коммунистов-эмигрантов отметил: «Часть товарищей, я думаю, надо включить в состав интернациональной бригады для непосредственного участия в военных операциях на фронте, другую – использовать в глубоком тылу немецко-фашистских войск в качестве бойцов так называемого «тихого» фронта».
Октябрь 1941 года. Село Кушнаренково Башкирской АССР. Здесь разместилась специальная школа Коминтерна, эвакуированная из Подмосковья (Пушкино). Под нее выделили здание Кушнаренковского сельхозтехникума (дом Топорнина постройки 1816 года) на Девичьей горе («Техникум №1» или «Дом отдыха №1»). Начальником школы был назначен Рубен Аврамов-Леви (псевдонимы в спецшколе – «Мигель», «Михайлов», годы жизни 1900-1986 гг., соратник В. И. Ленина, известный деятель болгарского коммунистического движения, в 1950 г. ставший Генеральным секретарем ЦК Болгарской компартии).
В школе были сформированы немецкая, австрийская, испанская, словацкая, польская, венгерская, румынская, болгарская, французская, итальянская и корейская группы. В немецкой группе обучался легендарный Маркус Вольф (псевдоним в спецшколе – «Курт Ферстер»), впоследствии – генерал-полковник, руководитель разведки ГДР.
В 2004 г. М. Вольф посетил Уфу и провел встречу с сотрудниками правоохранительных органов Республики Башкортостан, в которой мне тоже удалось принять участие. По воспоминаниям легендарного разведчика, летом 1942 г. он оказался «далеко от Москвы, на бывшей усадьбе Кушнаренково, живописно расположенной на небольшом возвышении на берегу реки Белая, примерно в шестидесяти километрах от столицы Башкирии Уфы. Попасть туда можно было только по реке». Со слов М. Вольфа, слушателям запрещалось выходить за пределы территории школы, упоминать в письмах место своей учебы. В каждой группе были свои преподаватели. Самой большой была испанская группа, где обучались 30-40 курсантов. В немецкой, австрийской и болгарской группах подготовку проходили по 15-20 человек.
Большинство предметов изучали в своих группах, а лекции по особо важным темам слушали все вместе. В польской группе, в частности, преподавала Софья Сигизмундовна Дзержинская – жена Ф. Э. Дзержинского. В спецшколе обучались дети видных деятелей иностранных компартий: в балканской группе – Шарко Тито – сын Иосипа Броз Тито, в испанской группе – Амайа Ибаррури, дочь Долорес Ибаррури, Луи Меркадер – брат Рамона Меркадер, совершившего теракт в отношении Льва Троцкого.
В 1942 г. с закрытых аэродромов страны начались отправки выпускников школы в глубокий тыл противника. Были заброшены финская, венгерская, словацкая, польская, австрийская и румынская группы подпольщиков. Общеизвестно, что во всех странах, где развернулось движение Сопротивления, коминтерновцы играли наиболее активную роль. Более того, в настоящее время установлено, что только компартия Чехословакии трижды восстанавливалась за счет выпускников школ Коминтерна.
Катя Нидеркирхнер(памятная монета, ГДР)Вспоминая своих товарищей из числа курсантов спецшколы, выполнявших боевые задачи по линии военной разведки, Маркус Вольф пояснял: «Дело в том, что наших выпускников доучивали перед тем, как отправить для выполнения специальных или боевых задач. Они проходили еще и другие школы, были такие под Москвой. И, видимо, советские разведслужбы давали уже более конкретные задания…»
В своих воспоминаниях Л. Вольфганг следующим образом описывает отправку курсантов спецшколы на задание: «…в феврале 1943 года перед зданием школы мы увидели наших словацких товарищей, ожидающих сани, которые должны были отвезти их в Уфу. Конечно, ничего не говорилось о том, куда они дальше попадут. Но было ясно, что это какое-то задание, связанное со Словакией. Позже, когда весной 1944 г. вспыхнуло крупное антифашистское восстание в восточной Словакии, мы узнали, что все курсанты нашей школы принимали в нем активное участие».
Здание разведшколыКонтрразведка Германии не дремала: по указанию Гитлера Абвер разработал операцию «Красная капелла», главной целью которой было выявление и уничтожение советских разведчиков, действовавших в европейских странах. В 1941-1942 гг. началась охота на советских разведчиков, радиостанции которых выходили в эфир.
Так, 13 декабря 1941 г. в Брюсселе гестапо провело операцию по выявлению и аресту советских радистов. Для восстановления связи разведуправление Красной Армии совместно с Коминтерном направляло специальных курьеров в Польшу, Чехословакию, Германию и Францию.
В 1943 г. для решения этих задач, а также для передачи директив и решений ЦК КПГ, руководства, поддержки и сплочения антифашистского движения, Коминтерн совместно с РУ ГШ РККА нелегально переправил в Германию ряд курсантов «немецкой секции» кушнаренковской спецшколы. В октябре 1943 г. на территорию Германии были десантированы Теодор Винтер (зять Вильгельма Пика) и Катя (Кэтэ) Нидеркирхнер, а через месяц – Генрих Кенен (племянник заместителя руководителя немецкой секции спецшколы Б. Кенена) с разведзаданием установить связь с подпольем, войти в одну из нелегальных групп «Альта». «Кушнаренковцы» установили связь с подпольными организациями КПГ и антифашистскими организациями Сопротивления, информировали их о директивах ЦК, однако развернуть деятельность сети не удалось. Г. Кенен был арестован на квартире Ильзе Штебе, руководителя группы «Альта». К. Нидеркирхнер попала в руки гестапо и была казнена в концлагере Равенсбрюк в сентябре 1944 года. Т. Винтер был схвачен и казнен гестаповцами летом 1944 г.
Первой женщиной – участницей движения Сопротивления, десантированной в немецкий тыл во Францию, стала курсант школы в Кушнаренково Франсин Фромон, до войны – секретарь женского комсомола Парижа. Известно, что вместе с ней в спецшколе проходили подготовку бывшие французские пленные, с некоторыми из которых она и была заброшена во Францию в январе 1942 г. Франсин Фромон полтора года обеспечивала связь командования Французского Сопротивления с Москвой. 30 июля 1943 года вместе с матерью она была арестована и передана в гестапо. Расстреляна 5 августа 1944 г., всего за 10 дней до освобождения Парижа. Франсин было 27 лет.
Пауль ВандельВ августе 1944 года на территорию Польши была сброшена очередная группа «кушнаренковцев». Она состояла из двух выпускников «немецкой секции» (Р. Гиптнер, Й. Гиффер) и других немцев-антифашистов (А. Гофман, Ф. Грайнер и Г. Киффер). Разведгруппам Абвер присвоил условное обозначение «Арко». В составе группы Гиффера – Гипнера, действовавшей в районе Радомыско – Люблинец, воевали советские и польские партизаны. В ноябре 1944 года радиостанцию разведчиков в районе Павункова запеленговала немецкая контрразведка. Йозеф Гиффер и Рудольф Гиптнер скрывались на квартире польской партизанки Марии Столож. Мельница в Павункове, где находились партизаны, была окружена двумя сотнями гитлеровцев. На предложение сдаться Гиффер и Гиптнер ответили отказом и отстреливались до последнего патрона. Оба патриота были казнены гестаповцами: Рудольф Гиптнер – 28 ноября 1944 г., Йозеф Гиффер – в 1945 г.
После прекращения деятельности спецшколы Коминтерна в Кушнаренково в 1943 году курсанты оказались в прямом подчинении своих компартий и были распределены по-разному: часть была направлена для политической, пропагандистской работы с военнопленными, часть – на фронт для радиопропаганды, кто-то влился в партизанские отряды в качестве переводчиков. После освобождения мира от нацизма многие стали видными деятелями.
Ссылка