Спецслужбы
1,327,163 7,996
 

  Vediki977 ( Слушатель )
04 фев 2021 17:29:45

Иосиф Григулевич: возвращение резидента

новая дискуссия Статья  341

Как Григулевич спас жизнь Тито и не стал директором Института Латинской Америки


Обработка от Воронина Александра | Fitzroy Magazine


В двух предыдущих публикациях Fitzroy Magazine уже рассказывал о карьере уникального советского разведчика — уроженца маленького литовского местечка, караима по национальности, Иосифа Ромуальдовича Григулевича. К сорока годам он успел повоевать на гражданской войне в Испании, организовать неудачное покушение на Троцкого, потопить несколько крупных кораблей с грузами для Третьего рейха в Аргентине, подготовить коммунистическую революцию в Боливии (сорвалась из-за нехватки у Кремля $6 000), овладеть испанским и португальским языками, как родными, завербовать как своих агентов половину политиков и интеллигентов Южной Америки, и даже… стать послом центральноамериканского государства Коста-Рика в Италии.



Чума для маршала Тито
…С такой фантастической “крышей”, как дипломатический паспорт на имя “Теодоро Бонефиль Кастро” и должность посла иностранного государства (с окладом в $150 в месяц), Григулевичу сыпались все козыри в руки. Он подружился с дипломатами США, добыв уникальные сведения о размещении американского атомного оружия на базах в Европе. Ему поставляли секретную информацию высокопоставленные военные Италии. Иосиф стал завсегдатаем дворцов Ватикана, и нередко общался с папой римским Пием XII наедине. Он по-прежнему часто рисковал, не спрашивая одобрений своих действий от непосредственного начальства с обеих сторон. Один раз разведчику здорово “влетело” за самодеятельность — когда Григулевич самовольно решил открыть консульство Коста-Рики в итальянском городе Триест, совсем рядом с югославской границей, не согласовав действие ни с Москвой, ни даже с самой Коста-Рикой. Разразился скандал, пришлось приносить извинения. Но карьеру Григулевича сие не испортило, напротив — 25 апреля 1953 года “Теодоро Кастро” вручил верительные грамоты маршалу Иосипу Броз Тито, став полномочным представителем Коста-Рики и в Югославии. Советский Союз тогда с югославским лидером враждовал, и можно сказать, Тито крупно повезло: встречаясь с Иосифом, он подвергался смертельной опасности. Согласно мемуарам генерала Судоплатова, Министерство госбезопасности СССР поручило Григулевичу убить маршала, незаметно высыпав на официальном приёме из коробки… бактерии лёгочной чумы (сам Иосиф должен был заранее привиться противочумной сывороткой). “Теодоро” был рисковым человеком, но точно не идиотом — посчитав задание откровенно самоубийственным, он затянул с его исполнением. К моменту вручения верительных Сталин умер, и спецслужбы СССР отменили устранение Тито. Можно сказать, что глава СФРЮ был обязан Григулевичу жизнью — хотя так об этом и не узнал.
Как не раз бывало в жизни “сеньора Теодоро Кастро”, период везения закончился — 16 января 1954 года новое руководство Коста-Рики уволило резидента МГБ с поста министра-посланника. Поводом для решения послужила информация о том, что дипломат уже пару месяцев как пропал из поля зрения, не приезжает в офис и вообще не выходит на связь по телефону.



Иосип Тито



Коммунисты не крестят детей
К тому времени даже не слишком подозрительная итальянская контрразведка стала проявлять особый интерес к личности чересчур необычного посла Коста-Рики. Сомнения возникли… по причине неуважения Иосифа Григулевича и его жены Лауры к традициям католической церкви. Их друзья в Риме страшно удивлялись, что пара отказалась крестить свою новорождённую дочь Романеллу (переименованную позднее в Надежду), в их доме не висели на стенах изображения Иисуса Христа и даже распятия — хотя как друг Ватикана и рыцарь Мальтийского ордена, посол Коста-Рики попросту обязан быть истовым католиком. Однако Иосиф с Лаурой являлись пламенными атеистами, и не изменяли своим убеждениям ради правдоподобной легенды. Кроме того, у Григулевича не сложились отношения с новым президентом Коста-Рики Фигересом Феррером, сменившим на посту его приятеля Улате Бланко. Трезво оценив ситуацию, супружеская пара не стала дожидаться новых проблем, а, собрав вещи, бесследно исчезла из Италии — сначала выехала в зону советской оккупации в Вене, а уже оттуда перебралась в СССР. Дома Иосифа Ромуальдовича не встречали с цветами и оркестром — для нового руководства спецслужб Советского Союза он считался человеком бывшего наркома НКВД Лаврентия Берии, которого за месяц до возвращения Григулевича расстреляли по приговору суда. В то же время подвергнуть прославленного разведчика открытой опале никто не рискнул. Григулевича рекомендовали в Высшую партийную школу, Иосиф закончил её, а в 1956 году был официально уволен из органов. Всего он проработал в советской разведке почти 20 лет.

В звании Героя отказали
После отставки Иосиф лишился источника доходов — супругам пришлось “распечатать кубышку” и жить на семейные накопления: ведь за время работы за границей заработная плата поступала на их счёт в Госбанке СССР. Правда, вскоре председатель КГБ исправился, через полтора года назначив 44-летнему Григулевичу приличную персональную пенсию с учётом выслуги лет. Экс-резидент НКВД публиковал свои книги о Ватикане, печатал исследования о республиках Латинской Америки и получил должность зампредседателя Всесоюзного общества по культурным связям с зарубежными странами. Эта работа пламенному Иосифу откровенно не нравилась — нет никакого размаха, темперамент не тот, сплошная бюрократия. В 1961 году в СССР создали научно-исследовательский Институт Латинской Америки, но Григулевича не сделали его директором (хоть это и было бы логично) — КГБ опасался раскрытия участия разведчика в покушении на Троцкого. В качестве компенсации “Теодоро Бонефиль Кастро” назначили главным редактором скучного журнала “Общественные науки”. Тем не менее, в профессиональной среде хорошо известно, сколь велик был вклад Григулевича (печатавшегося под псевдонимом И. Лаврецкий) в развитие отечественной латиноамериканистики. Он не только публиковал уникальные для советской исторической науки монографии (“История инквизиции”, “Папство в Латинской Америке”), но и помогал молодым коллегам пробивать их книги и переводы. Так, перевод на русский язык знаменитой хроники Инки Гарсиласо де ла Вега “История государства инков”, выполненный В.А. Кузьмищевым при поддержке Ю.В. Кнорозова и Ю.А. Зубрицкого, увидел свет только благодаря невероятной энергии Иосифа Ромуальдовича…
Начальство откровенно стеснялось его, прежние успехи и подвиги оказались забыты, Григулевич считался неудобным для генералов из КГБ — слишком честный, не чтит чинов, чересчур ярко высказывает своё мнение. В 1970 году его представили было к награде — званию Героя Советского Союза, но “наверху” идею отклонили — мол, преждевременно. Знаменитый разведчик умер в 1988 году, в возрасте 75 лет: к тому времени он почти всё время сидел дома — ибо тяжело болел, еле-еле мог передвигаться по квартире с палочкой. Жена Иосифа Лаура пережила мужа на 9 лет. Их похоронили вместе, поместив прах супругов в колумбарий Донского кладбища.



Книги, написанные Иосифом Григулевичем


…Иосиф Григулевич — совершенно уникальный человек, настоящий артист от разведки. Он легко и виртуозно вживался в образы, примерял личности, как костюмы, дотошно учил языки, менял паспорта разных республик, словно перчатки. Именно поэтому преданный революционным идеалам караим из маленького российского местечка везде сходил за своего — и в Мексике, и в Чили, и в Бразилии, и в Аргентине. Он не был дураком, и в частных разговорах критиковал советскую действительность, бюрократию и глупость чиновников. Однако до конца жизни оставался горячим поклонником коммунизма, и ничуть в нём не разочаровался. Незадолго до смерти в частном разговоре его упрекнули в службе Сталину. Григулевич лишь усмехнулся — “Сталин был руководителем нашего государства, только и всего. А я всегда служил Родине”.

Ссылка
  • +0.24 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!